Петербургскому рынку доставки продуктов грозит «недетская рубка»
На рынке доставки продуктов питания (e-grocery) Петербурга произошел тектонический сдвиг — из-за пандемии коронавируса число игроков, работающих в этом сегменте, за год выросло более, чем в два раза. Согласно прогнозу компаний, в денежном выражении по итогам года рынок вырастет почти втрое. И даже августовское падение среднего чека и числа заказов (по сравнению с пандемийным периодом) вряд ли испортит статистику — компании рассчитывают на осенний рост спроса.
Эксперты, в свою очередь, отмечают, что, несмотря на бурный рост бизнеса, большинство игроков рынка до сих пор убыточны. По их словам, инвесторы сознательно выбирают такую бизнес-модель ради захвата доли рынка.
Бум сервисов
До 2018 года, напомним, в Петербурге работал только один сервис по доставке продуктов питания — компания iGooods, созданная в 2015 году. В том же году собственную доставку организовала сеть «О'Кей», в 2018 году — «Перекресток». Тогда же в городе начинал свои первые шаги сервис «Самокат». Бум выхода игроков на петербургский рынок e-grocery начался в 2019 году: в январе вышел сервис Instamart (сейчас «СберМаркет»), позже начала осуществлять доставку продуктов сеть «Азбука вкуса».
В самом начале эпидемии, в феврале этого года в Петербурге заработала «Яндекс.Лавка», начав доставлять продукты с собственных мини-складов. В апреле в сегмент доставки продуктов в Петербурге вышла и «Яндекс.Еда», которая сегодня доставляет товары из сетей «Азбуки вкуса», «Мираторга» и «ВкусВилл» (доставляет продукты также через собственное приложение).
В мае запустила экспресс-доставку в Петербурге сеть «Дикси». В это же время X5 Retail Group объявила о запуске экспресс-доставки из супермаркетов «Перекресток» и магазинов у дома «Пятерочка» (доступна не во всех районах). Летом заработал собственный сервис быстрой доставки продуктов у «Ленты». Осенью планирует выйти в город онлайн-ретейлер «Утконос». Таким образом, за год в городе появилось как минимум 8 федеральных доставщиков продуктов питания, не считая мелких, работающих в отдельных районах города.
Весенний расцвет
Кратный рост числа новых игроков связан с ростом спроса на доставку продуктов питания, который произошел в середине весны из-за эпидемии COVID-19. «Из-за нехватки курьеров и закупщиков многим клиентам приходилось ждать заказы до 14 дней. Покупательская корзина увеличилась: люди начали ажиотажно запасались продуктами. Средний вес заказа вырос с 25 кг до 40-60 кг, средний чек вырос с 3,5 тыс. до 5 тыс. рублей», — вспоминает управляющий и сооснователь iGooods Григорий Кунис. По его словам, в апреле 2020 года компания доставляла во всех городах присутствия 6,5 тыс. заказов в день (на 990 млн руб.).
Продажи продуктов питания росли не только у специализированных сервисов доставки, но и у маркетплейсов. В Wildberries, например, они выросли в 10 раз год к году в штуках (по Петербургу): быстрее всего росли продажи детского питания — в 10,5 раз.
Спрос вернётся
В августе ситуация стабилизировалась — в частности, продуктовая корзина iGooods вернулась к обычным показателям по весу и среднему чеку, который составляет сейчас около 3,5 тыс. руб. (на 13-15% меньше, чем весной). Количество заказов снизилось до 4,2 тыс. в день.
В Х5 Retail Group сегодня также отмечают снижение среднего чека в сервисах доставки продуктов «Пятёрочка Доставка», «Перекрёсток.Быстро» и «Перекрёсток Впрок» в Петербурге по сравнению с пиковыми значениями в апреле-мае 2020 года. Так, средний чек «Перекрёсток Впрок» по Петербургу и Ленобласти сейчас на 17% меньше, чем в апреле, «что обусловлено постепенным снятием ограничительных мер и возвращением части покупателей в офлайновые магазины», говорят в компании. Средний чек сервисов экспресс-доставки «Пятёрочка Доставка» и «Перекрёсток.Быстро» в августе снизился на 10% (по сравнению с маем этого года).
Доля клиентов, сделавших первый заказ в сервисах доставки продуктов в период пандемии и теперь регулярно пользующихся услугами «Перекрёсток.Быстро» и «Перекрёсток Впрок», составила 43% и 23% соответственно, добавили в пресс-службе Х5 Retail Group.
Другие сервисы не раскрывают цифр, однако тенденцию по снижению среднего чека подтверждают. «После снятия карантина средний чек немного уменьшился, так как многие наши пользователи перестали закупаться впрок, но 60% новых клиентов продолжили пользоваться нашим сервисом», — говорит директор по маркетингу сервиса экспресс-доставки «Самокат» Игорь Рожков.
«Сопоставимые продажи в августе, конечно, слабее апреля. И дело не только в том, что спрос стабилизировался, но еще и в том, что лето — это традиционно низкий сезон для розничной торговли, многие разъезжаются в это время, поэтому продажи снижаются во всех сегментах розницы», — поясняет генеральный директор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков. При этом эксперт подчеркивает, что из-за пандемии на рынке foodtech произошел тектонический сдвиг. «У некоторых сервисов аудитория выросла в разы, а у некоторых — в десятки раз по сравнению с допандемийным периодом. Но осенью спрос вернется в целом в рознице; в сегмент foodtech он будет только возрастать», — прогнозирует Иван Федяков.
На рост спроса рассчитывают игроки рынка. «Осенью мы планируем снова начать набор линейного персонала, так как прогнозируем рост спроса на доставку продуктов», — говорит Григорий Кунис. Он напомнил, что в период пандемии сервисы срочно расширяли штат курьеров и доставщиков, в том числе принимая временно на работу сотрудников из пострадавших отраслей — но сейчас многие из их вернулись на прежние места работы.
«Рубка будет не детская»
«Мы видим, что все, без исключения, идут на рынок доставки. Даже «Лента», которая долго сторонилась этого процесса, тоже запустила собственный сервис. Рынок по-хорошему лихорадит. И этой осенью мы увидим выход крупнейших российских маркетплейсов на этот рынок. Торговля продуктами питания даст им возможность увеличить частоту покупок на своих платформах. Поэтому существующим игрокам придется учитывать выход новых компаний в своих концепциях. Рубка за место под солнцем будет не детской», — прогнозирует Иван Федяков, не исключая, что маркетплейсы вполне могут потеснить нынешних крупных игроков рынка и занять лидирующие позиции.
INFOLine прогнозирует, что рынок e-grocery по итогам 2020 года вырастет почти в 3 раза по сравнению с предыдущим годом и составит 130-140 млрд руб. (без учета непродовольственных групп товаров FMCG), а по итогам 2022 года — 370 млрд рублей. «При этом большинство игроков рынка foodtech операционно убыточны, включая «Утконос», работающий 20 лет. Но это неминуемый процесс, когда в течении определенного времени надо работать в убыток, чтобы захватить долю рынка. В foodtech строят бизнес исходя из того, что можно сформировать капитализацию компании, которая в будущем принесет больший доход, чем операционная деятельность. Клиентская база такой компании будет стоить дорого. И инвестиционный интерес к foodtech-компаниям в перспективе будет выше, нежели, чем к офлайновым сетям», — считает Иван Федяков.
Круассаны и бананы
Отметим, что топ-5 самых популярных товаров в сервисах доставки продуктов постоянно меняется. В «Самокате», например, в апреле это были бананы, питьевой йогурт, вода, пирожные и лапша быстрого приготовления. А в августе пользователи чаще всего заказывали круассаны, мороженое, молоко и хлеб. В iGooods чаще всего в апреле заказывали продукты с длительным сроком хранения: крупы, макароны, гречу, картофель; большим спросом пользовались туалетная бумага и влажные салфетки. В августе на первое место по заказам вышли овощи, мясо, молочные продукты, фрукты и бакалея. В пресс-службе «СберМаркет» отметили, что продуктовые привычки петербуржцев не сильно изменились по сравнению с весной. Корзина и в апреле, и в августе состояла из овощей, фруктов, молочной продукции, мяса птицы. «Любимым продуктом жителей стали бананы. Только за август их заказали почти 7 тысяч раз», — рассказали в компании. В корзине покупателей «Перекрёстка» увеличилось количество сезонных недорогих весовых товаров: огурцов, лука, картофеля и пр.
Подписывайтесь на РБК Петербург в Facebook, «ВКонтакте» и Instagram