Рентабельность услуги в 2420 процентов: метро обвинили в завышении цен
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело в отношении ГУП «Петербургский метрополитен» за монопольно высокие цены на размещение оборудования сотовых операторов. Как сообщила пресс-служба ведомства ноября, рентабельность услуги в метро в I полугодии составила 2420%.
Суть претензии
По мнению ФАС, действия предприятия создают барьеры выхода на рынок услуг связи и не позволяют операторам строить сети связи, что приводит к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов и ограничивает конкуренцию на рынке. Кроме того, отмечают в ведомстве, действия метрополитена ущемляют и интересы абонентов. Пассажиры не могут воспользоваться услугами мобильной связи надлежащего качества в метро из-за того, что у операторов усложнен доступ к местной инфраструктуре.
Если вина будет установлена, предприятию грозит штраф. В пресс-службе метрополитена отказались комментировать ситуацию РБК Петербург до момента официального получения претензии от ФАС.
«После этого будет принято решение, что мы будем делать дальше — согласимся или подадим в суд. Это будет решать наш юрист», — прокомментировали в ГУП.
В пресс-службе МТС сообщили РБК Петербург, что на данный момент сеть развернута на всех станциях и перегонах петербургского метро, в том числе в вестибюлях, на эскалаторах и платформах. По утверждению оператора, установленное оборудование поддерживает работу всех стандартов связи, однако предлагаемые метрополитеном тарифы сдерживают развитие сети и «при текущих ценах новое строительство является экономически неэффективным».
«ГУП "Петербургский метрополитен" установил необоснованно высокие тарифы за размещение объектов связи в метрополитене, поэтому мы обратились в ФАС России», — подчеркнули в пресс-службе оператора.
Несовпадение интересов
По словам генерального директора информационно-аналитического агентства «Рустелеком» Юрия Брюквина, размер тарифов на размещение оборудования сотовых операторов в метрополитене объясняется трудоемким процессом его установки.
«Метро — это объект социального назначения со всеми вытекающими сложностями. С одной стороны, есть необходимость согласования работ на объекте со спецслужбами. С другой стороны, надо понимать, что такие работы организуются по ночам, когда в метрополитене нет людей, что тоже создает дополнительные трудности. К тому же сам исполнитель работ должен иметь соответствующие допуски от спецслужб и договоренность с метрополитеном. Эти факторы создают очень высокий барьер для входа в метро и, конечно, цена получается выше, чем за проведение таких же работ на поверхности или в канализации», — заключает эксперт. Кроме того, установке оборудования, помимо технических и бюрократических сложностей, по мнению Брюквина, также препятствуют разные интересы метрополитена и сотовых операторов.
«Метрополитен вряд ли извлекает из этого какую-то прибыль. Это государственное предприятие и желание операторов зарабатывать деньги на услугах связи для него имеют маленькое значение. Если установят вину, то он оплатит штраф из нашего с вами кармана и все равно найдет способ усложнить операторам жизнь. Мне кажется, что здесь все козыри у метрополитена. В данной ситуации надо искать нормальные пути сотрудничества и обоюдный интерес», — считает Брюквин. В качестве примера эксперт привел оператора «Метроком», который был создан в 1992 году метрополитеном Петербурга и американской компанией Andrew Corp. Тогда компания являлась единственным хозяином инфраструктуры связи в метро, а предприятие метрополитена, в свою очередь, на базе этой инфраструктуры запустило системы безопасности и видеонаблюдения, а также ввело возможность оплачивать проезд картой.
«У метрополитена и сейчас есть потребности в IT, в каналах связи. Просто операторы не хотят делиться бизнесом, а желают получить тариф в разы дешевле и рапортовать в Москву о том, что смогли сэкономить крупные суммы на арендных платежах», — заключает эксперт.
Повтор публикации от 8 ноября 2023 г.