Немецкий строительный гигант банкротит петербургскую «дочку»
Германская строительная компания Hochtief AG собирается банкротить свою российскую «дочку» «Хохтиф Девелопмент Руссланд» (ХДР). Немецкие строители уходят из России через несколько месяцев после того, как топ-менеджеры ХДР были осуждены на два года из-за конфликта с ООО «Инвестиционная компания «Пулковская» Евгения Войтенкова.
Информация о том, что ХДР собирается подать иск о собственном банкротстве в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области, была размещена 5 декабря на сайте Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц. В качестве кредитора назван только немецкий учредитель ООО «ХДР» — Hochtief Projektentwicklung GmbH.
Hochtief ликвидирует компанию, так как уже несколько лет назад ушел с российского рынка и больше не имеет проектов в России, сообщил в ответ на запрос РБК Бернд Пюттер, руководитель отдела корпоративных коммуникаций Hochtief AG.
Примечательно, что Hochtief AG не первая иностранная компания, которая уходит из России из-за проблем с инвестиционным климатом. Вчера австрийская Immofinanz закрыла сделку по продаже своего бизнеса компании Fort Group. По словам гендиректора Immofinanz Оливера Шуми, главная причина ухода компании с российского рынка — «сложный рыночный климат».
Напомним, что проблемы у ХДР начались из-за конфликта с предпринимателем Евгением Войтенковым. В 2010 году он купил 6 га земли на пересечении Дунайского проспекта и Пулковского шоссе и запланировал строительство двух дилерских центров — Mercedes-Benz и Porsche, писала в июле этого года «Фонтанка». Для проектирования и строительства была выбрана ХДР, но в конце 2010 года Войтенков контракт разорвал, и автоцентры построила другая компания. ХДР обратилось в суд с иском о взыскании с ООО «Инвестиционная компания «Пулковская» (ИКП) 4 млн евро за выполненные работы по проектированию и согласованию в госэкспертизе.
Суды в российском и стокгольмском арбитражах длились более 1,5 лет. ХДР несколько раз выигрывала иски, ИКП их оспаривала и инициировала уголовное преследование топ-менеджеров ХДР за мошенничество. Проектная документация не соответствовала техзаданию и корпоративным стандартам конкурирующих компаний — в частности, Mercedes-Benz и Porsche располагались в одном здании, писал «Коммерсант» со ссылкой на данные следствия. Кроме этого, были изготовлены подложные документы — к примеру, дополнение к заданию на проектирование.
В июне этого года Октябрьский районный суд Петербурга признал бывшего гендиректора ХДР Екатерину Радаеву и топ-менеджера компании Вадима Соколова виновными в покушении на мошенническое хищение 4 млн евро у ИКП. Радаева и Соколов получили два года колонии-поселения. Водитель ХДР Алексей Ефремов был приговорен к полутора годам.
В сентябре «Коммерсант» писал, что власти ФРГ в контактах с российской стороной на высоком уровне выразили озабоченность уголовным преследованием топ-менеджеров, а в Российско-Германской внешнеторговой палате убеждены, что дело «Хохтиф» может «отрицательно повлиять на инвестиционную привлекательность российской экономики». По данным СМИ, о ситуации были уведомлены первый вице-премьер Игорь Шувалов и уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов.