Глава Nokian Tyres в России заявил о дефиците шин и росте цен
Рост розничных цен на автомобильные шины в России по итогам 2021 года составил в среднем 25%. Такую оценку дал глава концерна Nokian Tyres в России Андрей Пантюхов на презентации годового отчёта компании. Такая динамика, по словам Пантюхова, связана с серьёзным подорожанием сырья и растущими затратами на логистику.
Сырьё из Азии
На стоимость производства в прошедшем году существенно повлияла логистика, отметил глава Nokian Tyres в России. Это касается как шинных концернов, которые имеют локальные производства в России и поставляют сырьё и материалы из Азии; так и компаний, которые производят шины в Азии и поставляют готовую продукцию в европейские страны. «Те ограничения и сложности с контейнерными перевозками, которые мы наблюдали в мировом масштабе в течение 2021 года, коснулись и шинной отрасли, и нас в том числе. Это вылилось в очень существенное — в разы — подорожание перевозок, особенно из Азии в Европу», — сказал Андрей Пантюхов.
По данным Nokian Tyres, в среднем за 2021 год увеличение стоимости сырья и материалов составило около 15% по сравнению с 2020 годом. Стремительнее всего цены росли в конце 2021 года. «Если мы возьмём стоимость сырья в пересчёте на одну шину и сравним его сейчас с тем, что было год назад, то разница составляет целых 30%. Мы полагаем, что эта тенденция будет продолжаться в течение всего 2022 года, особенно ярко она будет выражена в первом полугодии», — говорит Пантюхов. По его оценкам, в 2022 году рост сырья в шинной индустрии составит около 20% (в сравнении с 2021 годом в годовом выражении). Эту цифру он называет «существенной», так как сырьё и материалы — основной элемент формирования себестоимости для шинных производителей. Это, свою очередь, коррелирует с ценами на розничном рынке.
Дефицит на рынке
Впрочем, рост цен не оказал негативного влияния на потребительский спрос. Продажи шин Nokian Tyres дистрибьюторам в штуках (sell-in) в России в 2021 году выросли на 61% по сравнению с 2020 годом и одновременно превысили показатели 2019 допандемийного года (продажи всего холдинга Nokian Tyres по итогам 2021 года выросли почти на 30% и составили рекордные 1,7 млрд евро). Завод во Всеволожске работал на полную мощность и произвёл за год 17 млн шин. Компания, по словам Пантюхова, как и другие игроки рынка, полностью не удовлетворила существующий спрос на рынке.
«Если охарактеризовать одним словом, что происходит на рынке сейчас — это дефицит. Год назад, если бы меня кто-то об этом спросил, я бы вряд ли поверил, что такое может сложиться. Мы видим, что это ситуация в определенной степени продолжается и в 2022 году. Тот всплеск спроса, который произошёл в 2021 году и не мог быть полностью удовлетворён, он означает определенный отложенный спрос и в 2022 году. Отрасль растёт, но она ограничена производственными возможностями и логистическими ограничениями. Сможем ли в этом году полностью удовлетворить спрос — жизнь покажет», — сказал Пантюхов.
Несмотря на дефицит новых автомобилей на протяжении последних двух лет, суммарно объём автопарка в стране растёт. Как отмечает Андрей Пантюхов, это происходит за счёт увеличения срока эксплуатации автомобилей. Кроме этого, по его мнению, всплеск спроса стал следствием развития внутреннего автомобильного туризма в условиях закрытых границ.
Nokian Tyres
Nokian Tyres производит шины в высоком (А) и среднем (В) сегментах шин. По оценкам компании, в этих сегментах она занимает 32,6% шинного рынка в России. Основное производство компании расположено под Петербургом во Всеволожске.
По данным информационной системы «СПАРК-Интерфакс», прибыль ООО «Нокиан Тайерс» в 2020 году составила 2 млрд руб., что на 795 млн меньше, чем в 2019 году. Выручка от продаж в 2020 году также сократилась до 25,7 млрд руб. (30,5 млрд руб. — в 2019 году) Компания принадлежит финскому холдингу Nokian Renkaat Holding Oy.
Другими крупными игроками на российском рынке шин являются французская компания Michelin, немецкая компания Continental и американские шины Goodyear.
Повтор публикации от 09.02.2022