Революцию в пенсионном обеспечении предлагает Минздрав РФ
Минздрав России разработал проект пенсионной реформы, которую уже называют революцией, пишет РБК. Как рассказал в интервью изданию "Коммерсантъ" статс-секретарь ведомства Юрий Воронин, она будет окончательно "досчитана" и передана в правительство на обсуждение не позднее ноября.
Смысл предложений Минздрава — в отказе от "пенсионной формулы" 2002 года, утвержденной пенсионной реформой Михаила Зурабова, и введении новой пенсионной формулы, позволяющей сделать пенсионную систему сбалансированной, то есть не нуждающейся в дополнительных вливаниях со стороны бюджетной системы. В первую очередь Минздрав предлагает полностью отказаться от сложившегося принципа индексации пенсий по уровню инфляции и зафиксировать их соотношение к средним заработным платам в экономике.
Второй принцип — обязательность полного пенсионного стажа для получения полных пенсионных прав: Минздрав указывает на положения Международной организации труда, согласно которым минимальные пенсионные права дает трудовой стаж в 15 лет, а полные — 30 лет. Сейчас вход в пенсионную систему открывает пятилетний стаж.
Фактически речь идет о частичной альтернативе изменению пенсионного возраста, по крайней мере для женщин, чей трудовой стаж в РФ сейчас зачастую меньше 30 лет из-за декретных отпусков и времени на получение высшего образования.
Третье радикальное изменение — базой для платежа в пенсионную систему должен стать полный заработок вне зависимости от его размера. Таким образом, в новой формуле, как и в формуле 2002 года, будут учитываться стаж и индивидуальный заработок работника.
Кроме того, Минздрав предлагает корректировать размеры фактических пенсий на некий новый коэффициент, учитывающий макроэкономическую и демографическую нагрузку на пенсионную систему. Де-факто речь идет о возможности для правительства "вручную" регулировать динамику пенсий, исходя из состояния экономики и размеров получаемых страховых и накопительных взносов через актуарные расчеты.
Рассматривается и вариант возможности либерализации "переброса" накопительной части пенсии в страховую, что, скорее всего, существенно уменьшит "накопительную" часть пенсионной системы, формирующуюся из обязательных взносов, или даже полностью ее ликвидирует — это также может быть частичной альтернативой повышению пенсионного возраста.
Рассчитать сейчас, каким образом инициативы Минздрава изменят с 2014 года размеры пенсий и условия их получения, пока невозможно: в "формуле Минздрава" пока слишком много недостающих составляющих. Пока из объяснений Минздрава ясно, что пенсии будут более дифференцированными, ставка платежа в Пенсионный фонд будет ниже, чем предлагаемые на "переходный период", а уплата платежа со всей суммы заработка в первые годы работы системы увеличит кумулятивную нагрузку на работодателей даже в сравнении с нынешними 34% ставки социальных платежей — или же Минздрав заранее согласен с постепенным снижением коэффициента замещения в пенсионной системе.
В любом случае понятно, что вариант, который ищет Минздрав, с одной стороны, отказ от "пенсионного социализма" с постоянным наращиванием пенсионной нагрузки на молодые поколения, с другой — уход от "инвестиционных" пенсионных систем в сторону более архаичных пенсий 70-х годов.