«Рынок прыгает»: грозит ли Петербургу спад продаж автомобилей
За первые полгода в Санкт-Петербурге было зарегистрировано на 62% больше автомобилей, чем за аналогичный период прошлого года. Речь идет о 34,2 тыс. авто, сообщают «Ведомости Северо-Запад» со ссылкой на данные отчета «Автостат инфо».
Однако это до сих пор ниже докризисных показателей 2021 года на 29%. Опрошенные РБК Петербург эксперты полагают, что развитию рынка мешает отсутствие динамики и конкуренции в сегменте эконом, а также непрекращающийся рост цен на новые модели и комплектующие. Сколько понадобится времени, чтобы авторынок Северной столицы вернулся к докризисным показателям — в материале РБК Петербург.
Ажиотаж на рынке
Рост продаж автомобилей в Ленинградской области стал еще выше, чем в Северной столице: за первые шесть месяцев 2024 года в регионе зарегистрировали 9,4 тыс. машин, что на 87% больше аналогичного периода 2023 года. В Петербурге в лидерах продаж держится китайский бренд Haval (4,9 тыс. зарегистрированных авто), на втором и третьем местах — «АвтоВАЗ» и Geely (4,7 тыс. и 4,2 тыс. машин соответственно).
Примечательно, что в Ленобласти лидерство по продажам сохранил «АвтоВАЗ» — 1,9 тыс. оформленных автомобилей за I полугодие этого года. На втором и третьем месте в регионе оказались марки Haval (1,5 тыс.) и Chery (1 тыс.).
Генеральный директор автоцентра «Истком» (официальный дистрибьютор KYC Auto) Нонна Шалина объясняла, что рост продаж в Петербурге и Ленобласти в 2024 году связан с низкой базой первой половины прошлого года. К тому же с 1 апреля этого года в России вступили в силу новые ограничения на ввоз автомобилей из других стран. Из-за «ажиотажа» перед ожидаемым подорожанием в некоторые периоды эксперты фиксировали рост продаж на более чем 70%.
Развитие «от безысходности»
Начальник направления развития производства «Автозавода Санкт-Петербург» Борис Мезенцев на полях Петербургского международного экономического форума рассказывал корреспонденту РБК Петербург, что для выхода петербургского автокластера на докризисные мощности может потребоваться 2-3 года.
В части автомобильного рынка есть основания говорить о куда более длительных сроках, уверен глава региональной общественной организации автомобилистов «СПБ.АВТО» Святослав Данилов. В беседе с РБК Петербург эксперт указал на то, что из-за роста стоимости новых моделей автомобиль вновь превратился в «роскошь», которую не все могут себе позволить.
«Добраться до докризисных показателей мы не сможем еще долго, в ближайшую «пятилетку» этого не произойдет. Рынок восстанавливается, но восстанавливается в силу, скорее, безысходности. Потребитель понимает, что чего-то нового от авторынка ждать не приходится. Тенденция идет на повышение стоимости, поэтому люди стараются делать покупку сейчас, а не откладывать в долгий ящик», — объяснил Данилов.
В перспективе этот фактор может сыграть на замедление и «консервацию» рынка. Председатель автоклуба «А24» Денис Шубин прогнозирует спад продаж и динамики на автомобильном рынке начиная с июля этого года. К серьезным переменам может привести выход нескольких моделей массового сегмента, которых сейчас в салонах практически не осталось.
«Рынок прыгает, — посетовал специалист. — Появляется больше доверия к китайским брендам в силу отсутствия других. Но линейку массовых моделей китайцам везти в Россию невыгодно. Как только у нас появятся новые автомобили стоимостью 1,5 млн рублей, это серьезно подстегнет спрос для потребителей. Упадет доля Lada, появится реальная конкуренция в эконом сегменте».
В мае стало известно, что в первом квартале 2024 года автопредприятия Северной столицы отгрузили в четыре раза больше автомобилей, чем за аналогичный период прошлого года. Речь идет об отгрузке машин на общую сумму в 10,9 млрд руб. При этом от докризисного первого квартала 2021 года петербургские автомобильные заводы отстают более чем в 10 раз — тогда предприятия выпустили продукции на сумму 123,1 млрд руб.
Ещё больше новостей — на канале РБК Петербург в Telegram