Эксперт: Когда-то шорты на Невском были круче, чем женщина в хиджабе
В последнее время в российском обществе активно обсуждается тема отношения к миграции. Разговоры об опасности, исходящей от приезжих, захлестывают не только просторы интернет-сети, но и вполне реальный мир. Где-то обсуждение этой темы приобретает внезапно и необъяснимо панический характер. Причем услышать на автобусной остановке или прочитать в каком-нибудь блоге можно не только ужасы о «национальной преступности», но также о демографической и даже религиозной опасности российскому обществу.
О том, как долго продлится эта мигранто- и исламофобия, а также в чем ее причины, РБК решило побеседовать с Михаилом Стецкевичем, доцентом кафедры философии религии и религиоведения СПбГУ и специалистом по проблемам свободы совести и религиозной толерантности.
Михаил Станиславович, по-вашему, чем можно объяснить внезапно возникшую "исламофобию"?
Здесь необходимо выделить два аспекта. Во-первых, очевидно, что в последние годы людей, исповедующих ислам, в крупных городах России стало больше. Здесь, кстати, необходимо разграничивать мусульман, приезжающих из стран Северного Кавказа, которые являются гражданами России, мигрантов из Срдней Азии. Говоря о нелегальной миграции, надо понимать, что речь идет, как правило, о приезжих из Средней Азии, являющихся гражданами других государств. В наших СМИ зачастую все это сваливается в одну кучу. И, кстати, мигранты со Средней Азии, в основном, являются этническими мусульманами. Многие из них не знают самого элементарного о своей религии: ни о Мекке, ни о Медине, ни о хадже, ни о правилах проведения намаза.
В любом случае, мусульман стало больше. Т.е. лет 10-15 назад разговор о проблеме мигрантов был бы просто неуместен, сейчас же это актуальный вопрос. Это объективный момент.
А субъективный?
Да, есть здесь и субъективный момент. На мой взгляд, нашим властям и подконтрольным ей СМИ очень удобно, хотя достаточно осторожно и аккуратно, но все же «переводить стрелки» на чужих. Таким образом создается представление, что это и есть самая актуальная и реальная проблема нашего общества. А допустим, не низкое качество управления, не вопиющая разница в доходах, не коррупция, не избиения в полиции и прочее.
Кроме того, используя эту неприязнь к чужим (неважно к каким), которая существует в обществе в той или иной степени, можно заработать себе дополнительные политические очки...
Когда, по-вашему, эта тема перестанет быть столь острой для нашего общества? Грубо говоря, когда на молящегося мусульманина перестанут указывать пальцем, а ношение хиджаба будет восприниматься спокойно?
Нормальным ношение хиджаба будет считаться тогда, когда будет пройдена критическая масса. Тогда это будет восприниматься обыденностью и нормой. Как это когда-то было, например, со многими вещами в светской культуре. Я помню, как в советское время активно обсуждалась тема, могут ли девушки носить миниюбки. Теперь никто против этого уже не выступает. Или, например, в 70-х годах мужчина в шортах на Невском — это явление было покруче, чем женщина в хиджабе. Сейчас такая картина никого не удивляет, потому что пройдена та самая критическая граница.
Кстати, о хиджабе. Есть ведь разные формы закрывания лица - ношение очень закрытой одежды не является традицией для мусульман России и стран СНГ. В основном, как мне представляется, закрытый хиджаб носят либо неофитки, либо просто русские девушки, вышедшие замуж за арабов-мусульман.
Но ведь в Европе по поводу хиджаба спорят до сих пор?
Да, есть здесь и другая проблема. На мой взгляд, хиджаб на улице — это все-так, наверное, норма. А если говорить об учебных заведениях и тому подобных вещах, мне кажется наиболее приемлемым французский вариант (в 2004г. Франция приняла закон, запрещающий «символы или одежду, очевидно демонстрирующие религиозную принадлежность» в образовательных учреждениях - прим. РБК).
Сейчас все говорят о проблеме адаптации приезжих из-за разницы культур. На ваш взгляд, как она должна проходить?
Во-первых, есть практический путь решения - совершенствование миграционной политики. Чтобы было четко понятно, людей каких специальностей и с каким образованием необходимо приглашать в Россию. Т. е. необходимы просто какие-то продуманные меры, первая из которых - создание рабочих мест, которые будут привлекательны не только для мигрантов, но и для самих граждан России (потому что там будет не та зарплата, которая есть сегодня).
Кроме того, тех, кто приезжает, надо обучать, им надо создавать нормальные условия жизни, чтобы не было вот этих «резиновых» квартир. Это задача миграционных органов, в которых, кстати, коррупции тоже немало.
А со стороны самих мигрантов?
Конечно, должно быть представление у приезжающих на поезде в Санкт-Петербург, что здесь есть особые правила жизни, нарушение которых неприемлемо: например, стрельба на свадьбах. Нарушение этих правил будет встречаться резким отторжением. Это очень тонкие вопросы, но их надо учитывать.
Вернемся к религии. По-вашему, у нашего общества есть шанс стать толерантным?
Существует разнообразие культур. И к этому разнообразию, которое является естественным, надо относиться с уважением. Задача власти - исходить из того, что у нас все-таки светское государство. А светское государство должно быть мировоззренчески нейтральным, а не православным, как многие считают. Многие даже убеждены в том, что у нас православие — государственная религия.
И многие проблемы начнут решаться тогда, когда будет проводиться политика, учитывающая, что существуют граждане России, которые исповедуют или не исповедуют ислам, исповедуют или не исповедуют православие. И это исповедание является их частным делом.
Сейчас же мы видим совершенно иное — сращивание государства с одной религией. Это приводит к ущемлению всех остальных верующих, вызывает у них обиды: что Рождество, например, выходной день, а Курбан-байрам — только по решению местных властей, что на телевидении мусульманам отведена одна программа на ТВ, а православным — множество. Светское государство у нас должно стать таковым не только на бумаге (ведь это прописано в Конституции), но и на практике.
Беседовал Роман Кизыма