«Вторая волна»: «Впервые за 10 лет в стране возник дефицит автомобилей»
РБК Петербург продолжает рубрику «Вторая волна»: в ней бизнесмены делятся наблюдениями за развитием событием в своих отраслях и компаниях. Предприниматели рассказывают о том, как проявились осенью результаты «карантинной» весны и каким образом бизнес будет справляться с новой волной испытаний. Остановка производства автомобилей во время локдауна на фоне дешевеющего рубля и повышенного спроса привела к дефициту предложения в дилерских центрах. Автодилеры перестраивают свою работу и готовятся к новым ограничениям.
«Главная проблема, с которой столкнулись бизнес и граждане в период локдауна, — это неизвестность и связанные с ней панические настроения. Мы слишком мало знали о самом вирусе и оказались не готовы к ставшим теперь уже привычными бытовым мерам предосторожности. Даже предприниматели, психологически неплохо приспособленные к рискам, были ошарашены непредсказуемостью, которую вирус внес в жизнедеятельность их предприятий.
«Даже предприниматели, психологически неплохо приспособленные к рискам, были ошарашены непредсказуемостью, которую вирус внес в жизнедеятельность их предприятий».
Все, что мы уже пережили, упало в копилку нашего опыта, и теперь наш самый пессимистичный прогноз сводится к тому, что сценарий весны — локдаун — повторится осенью
Если в ближайшее время администрация города вновь будет вынуждена прибегнуть к самым жестким ограничительным мерам и запретит оффлайн работу автосалонов, то бизнес просто встанет. Это не имеет смысла. Продажи автомобилей и их обслуживание невозможно полностью проводить удаленно. Реально лишь максимально сократить объем очных контактов и применить все возможные санитарно-защитные меры для снижения риска распространения вируса. Поэтому я слабо верю в такое развитие событий.
Скорее всего, текущий режим работы будет немного ужесточен. Допустим, в помещение дилерского центра разрешат допускать единовременно не десять посетителей, а пять. В целом, все нынешние требования, которые закон предъявляет к автосалонам, вполне логичны, и их исполнение в высокой степени обеспечивает безопасность клиентов и сотрудников.
Еще один опыт, вынесенный автомобильным бизнесом из предыдущего локдауна, — различный уровень компромиссов в отношениях с партнерами и персоналом. В критических обстоятельствах можно договариваться с сотрудниками по изменению графика работы и уменьшению премиальной части. А импортеры, банки и другие партнёры готовы с пониманием отнестись к нашим сложностям в случае форс-мажорного развития сюжета.
Тем не менее, я уверен, что власти, опробовав множество разных сценариев локдауна и подготовки систем здравоохранения по регионам, также сделали выводы о том, какие ограничительные меры достаточны для каждого конкретного уровня опасности. Чиновникам всех уровней сейчас понятно, что авторетейл — важная составная часть цепочки огромной индустрии автопрома, в которой заняты миллионы граждан. Без наших продаж производство автомобилей в стране встанет. Без грамотного технического обслуживания автомобильный парк становится ещё большим риском для безопасности граждан, чем сам вирус.
Весенние события до сих пор отражаются на состоянии авторынка. Остановка многочисленных производств автомобилей и комплектующих в нашей стране и за рубежом создала дефицит предложения в дилерских центрах после возвращения к оффлайн работе. Этот фактор одновременно со слабеющим рублем и отложенным спросом резко повысил активность покупателей, начиная с июня.
Впервые за 10 лет мы столкнулись с дефицитом автомобилей практически по всем брендам. И для нашей отрасли это оказалось плюсом: продаем меньше, а зарабатываем больше. Для тех объемов реализации автомобилей, которые есть сейчас, нам не нужно содержать избыточный персонал и тратить большие средства на рекламу. В результате даже в таких условиях нам удалось сохранить объем продаж на уровне прошлогоднего. Помогла широкая линейка брендов. Но это не означает, что в скором времени мы увидим взрывной рост реализации автомобилей.
«Для тех объемов реализации автомобилей, которые есть сейчас, нам не нужно содержать избыточный персонал и тратить большие средства на рекламу».
Все дилеры теперь осознают «товарные» риски, поэтому навряд ли закладывают увеличение продаж на 20-25% в следующем году. Только некоторые марки будут способны показать такие результаты — в первую очередь я говорю о китайских брендах и коммерческом транспорте, который стал более востребован с развитием «дистанционной экономики». Более реалистичные прогнозы для ведущих марок — это рост в пределах 5-15% в следующем году с постепенным увеличением цен на автомобили. Тем самым для дилерского бизнеса в ближайшие 3-4 месяца зона временного комфорта завершится: товарное предложение уравновесится со спросом.
Я надеюсь, что в ближайшие месяцы полного локдауна в Петербурге больше не случится. Тем не менее, закладываю вероятность, что новогодние каникулы станут на несколько недель длиннее, чем обычно».
Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции.