«Родители очень злые»: в Петербурге готовятся к школьной «удаленке»
Власти Петербурга готовят обязательный перевод на дистанционное обучение школьников с 5 по 11 класс. Информацию об этом РБК Петербург подтвердили в аппарате вице-губернатора Евгения Елина. Также обсуждается введение обязательной самоизоляции для людей старше 65 лет и тех, кто страдает хроническими заболеваниями. «С высокой степенью вероятности эти решения будут приняты в ближайшее время», — сообщила пресс-секретарь вице-губернатора Анна Титаренко.
РБК Петербург спросил социолога, исследователя институтов образования Даниила Александрова и учителя, сооснователя Классической гимназии Льва Лурье о том, как, по их мнению, перевод на дистанционное обучение отразится на учебном процессе. Эксперты объяснили, в чем проблемы с «удаленкой» у школ, учеников и родителей.
Даниил Александров, социолог, профессор Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге:
«Не думаю, что с технической точки зрения работа наших школ осенью станет лучше по сравнению с весной. По крайней мере, я не слышал, чтобы появлялись новые технологические разработки, которые бы этому способствовали. Методическая подготовка учителей к работе в онлайне какая-то уже есть. Но, главное, появился опыт — сейчас учителя гораздо лучше осознают те проблемы, с которыми столкнутся на дистанционном обучении. Прежде всего, эти проблемы связаны с мотивацией школьников к самостоятельному изучению части материалов.
С опытом приходит и усталость от этого формата — он всех раздражает. Я считаю, что школьников и родителей нужно было заранее готовить к возможному переходу на дистанционное обучение. Вопрос не только организационной подготовки, но и психологической — с людьми нужно разговаривать и объяснять им, как будет устроена работа. Когда руководство города этого не делает, а потом объявляет: «С такого-то числа — строго «удалёнка», родители очень сердятся.
Сейчас из-за пандемии все нервные, все устали и родители в принципе очень злые. Вспомните недавний случай в Волгограде, когда из-за ссоры в родительском чате конфликт дошел до избиения одного из родителей (пострадавший скончался в больнице — ред.) Мы сейчас с коллегами начали изучать родительские чаты, и меня просто поражает, до какой степени доходит в них острота конфликтов. Сильнейшие эмоции по поводу образования и школьной жизни возникают у родителей в том числе потому, что в России нет публичной политики и люди не могут свои негативные эмоции выплеснуть на митингах или на выборах. Если в Америке у людей много нервной энергии ушло на борьбу Трампа и Байдена, то в России та же энергия в ближайшее время уйдёт на борьбу со школой, причём, крайними окажутся учителя.
Несмотря на то, что переход школьников на «удалёнку» осенью этого года пройдет несколько проще, чем весной, я считаю, что он запоздалый. Когда политические лидеры говорят: «Если станет хуже, мы введём дистанционное обучение», это звучит странно даже для человека без эпидемиологического образования — ведь очевидно, что вводить ограничительные меры нужно до того, как стало плохо. Это всё равно, что водитель скажет: когда меня начнёт заносить на скользкой дороге, я пристегну ремень. Поэтому, если бы я был не учёным, а политиком, то я бы сентябрь потратил на подготовку к переходу в онлайн, а в октябре перевёл бы на дистанционное обучение все старшие классы. Возможно, суммарно эта мера дала бы такой же эффект по нераспространению коронавируса, как перевод всех учеников на «удалёнку» сейчас. Но с точки зрения образовательного процесса, это было бы лучше. Потому что старшеклассникам проще учиться дистанционно — они хотя бы понимают, что им нужно сдавать ЕГЭ и куда-то идти после школы, у них есть мотивация учиться. А пятые-восьмые классы ещё не понимают, зачем им нужны школьные знания, поэтому их я бы оставил на занятиях в классах».
Лев Лурье, историк и учитель, сооснователь Санкт-Петербургской классической гимназии № 610:
«Перевод на дистанционное обучение негативно отразится на образовательном процессе, но проблема заключается в том, что нужно выбирать их двух зол: или учить детей дистанционно (что, конечно, не дает в подавляющем большинстве случаев того эффекта, который дают обычные уроки), или решать проблему карантина. Это выбор между качественным образованием и здоровьем. И так плохо, и так плохо. Нужно искать баланс.
Успех дистанционного образования зависит от мотивации детей и от квалификации учителей. У нас в гимназии № 610 все прошло более-менее удачно, потому что мы давно пользуемся дистанционным управлением, у нас все было готово, а дети — умные и мотивированные.
Что касается обыкновенных микрорайонных школ, куда дети ходят часто без большого удовольствия, то, конечно, поддержка дисциплины и внимания на таких уроках — это большая сложность. Не все учителя могут ее преодолеть. Проблема в том, что недостатки учителя и его неумение заинтересовать ребенка своим предметом при дистанционном обучении чувствуются сильнее».
Справка
Ранее РБК Петербург сообщал, что, несмотря на рост заболеваемости коронавирусом в городе, 9 ноября петербургские школы возобновили работу в очном режиме. При этом комитет по образованию сообщил, что родители могут оставить ребенка на домашнем обучении, используя онлайн-уроки по основным предметам, которые будут вести петербургские педагоги, или использовать региональный портал дистанционного обучения. Позже Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий сообщил, что онлайн-уроки для петербургских школьников, которых по желанию родителей перевели на дистанционное обучение, начнутся на неделю позже стартовавшей второй четверти — с 16 ноября.
Подготовили: Мария Тирская, Виктория Саитова