Без солнца и денег: кто тормозит овощное импортозамещение?
На долю местных производителей по всем видам выращиваемых ими овощей приходится не более 10% рынка. Максимум, что возможно (при отсутствии проблем с инвестициями), это примерно на 70% удовлетворить потребности региона в огурцах, салате и зелени. Да и то лишь зимой.
Лукавые цифры
При первом взгляде на данные Росстата, кризис на продовольственном рынке, произошедший из-за введенного в августе 2014 года эмбарго и последующей девальвации, больше всего проявился в сегменте овощей. Розничные цены практически на все продукты этого сегмента выросли (подробнее здесь) с августа 2014 года на десятки процентов (морковь, картофель, салат, редиска и т.п.), а на некоторые (огурцы, капуста, помидоры) – в разы.
На самом деле основное подорожание произошло вовсе не из-за кризиса, а вследствие сезонного фактора – в конце осени овощи всегда дорожают, причем довольно сильно. Именно сезонным подорожанием объясняется удивительный на первый взгляд факт, что с августа 2014 года по январь 2015 года огурцы, к примеру, по данным Росстата, подорожали на 225%, а с января 2014 года – всего на 37%. Как утверждают производители в Ленобласти, кризис поднял их отпускные цены всего примерно на 17% (да и то лишь в массовом ценовом сегменте), а остальные 20% - это отчасти годовая продуктовая инфляция, но главным образом, по-видимому, увеличенная торговая наценка сетей. «Розничные цены на нашу продукцию сети подняли на 15 – 20%», - утверждает генеральный директор ЗАО «Агрофима «Роса» Николай Лобанов (получить разъяснения у торговых сетей не удалось, несмотря на все попытки). Такая же ситуация имеет место и с другими продуктами (разных сегментов), для которых цены с августа выросли больше, чем с прошлого января – помидорами, яйцами, подсолнечным маслом и др.
Съеденная прибыль
По словам представителей работающих в Ленобласти агрофирм, производящих овощи, продовольственное эмбарго и девальвация повлияли на рынок овощей, но по-разному в различных ценовых сегментах.
В массовом сегменте, на который работает крупнейший на Северо-Западе России производитель овощей агрохолдинг «Выборжец» (включает ЗАО Агрофирма «Выборжец» в поселке Янино-2, ЗАО «Карельский» и Торговый Дом «Выборжец»), ситуация изменилась заметно. «На первых порах импортного товара из-за эмбарго и девальвации стало меньше и цены на рынке естественно поднялись – примерно на 17%», - утверждает Денис Буданов, генеральный директор ЗАО Агрофирма «Выборжец», управляющего основным тепличным хозяйством агрохолдинга. Но оптовики тут ни причем - «Выборжец» не работает с ними, а напрямую поставляет продукцию в крупные торговые сети.
Из-за девальвации у «Выборжца» выросли издержки, поскольку компания покупает импортные машины, комплектующие, удобрения и семена. Их доля в себестоимости составляет около 15%, так что почти двукратное падение рубля практически «съело» дополнительную прибыль, возникшую из-за роста цен на рынке.
«Дорогой сегмент эмбарго практически не коснулось, потому что европейский импорт сосредоточен главным образом в среднем, массовом ценовом сегменте», - говорит гендиректор «Росы», производящей 12 наименований овощей. Несмотря на присутствие на рынке импортной продукции из стран, не затронутых эмбарго (Турции, Ирана, Израиля, Марокко и др.), на конкуренцию не повлияла и девальвация – потому что основные производители дорогих овощей – россияне. Дорогие овощи должны быть свежими и экологически чистыми – эти требования, как утверждает Н.Лобанов, делают иностранцев мало конкурентоспособными.
Девальвация, конечно, увеличила издержки, поскольку доля импортных компонентов в себестоимости дорогих овощей у «Росы» такая же, как и у «Выборжца» - порядка 15%. «Но конкуренция в нашем сегменте очень сильная, - утверждает Н.Лобанов. – Так что нам до сих пор приходится держать отпускные цены на прошлогоднем уровне». Это значит, что сегменту дорогих овощей эмбарго и девальвация принесли только убытки – у производителей уменьшилась прибыль.
Эмбарго и девальвация пока не привели к заметному росту российского производства. «Сильно увеличить объемы мы не можем, - говорит Д.Буданов. - Наша отрасль очень капиталоемкая. Мы не можем просто засеять дополнительную площадь и получить прирост продукции. У нас закрытый грунт. Нам надо сначала построить теплицу, обеспечить ее энергетикой. Инвестиционный цикл у нас достаточно длинный – около двух лет с момента принятия решения до получения урожая». По этой же причине никаких новых возможностей не принесло эмбарго и дорогому сегменту.
Как утверждает Н.Лобанов, в среднем (по ценам) массовом сегменте ушедших европейцев, в конце концов, заменили иностранные производители дешевой продукции, чьи цены выросли из-за девальвации. В результате в массовой рознице цены выросли, а качество упало.
Инвестиционный тупик
Со сбытом большую часть года проблем практически нет ни у кого, говорят местные производители (трудности возникают только в августе-сентябре, когда продукция нового урожая с юга заваливает рынок). Но хотя со сбытом проблем нет, а девальвация и эмбарго объективно усилили конкурентоспособность российских сельхозпроизводителей, найти инвестиции для расширения производства областным агрофирмам очень трудно. «Прямые» инвесторы в этот бизнес приходить не торопятся. Выходить на IPO, по мнению Д.Буданова, тоже смысла нет: «В наших нынешних условиях это просто фантастика. Привлечь инвестиции с фондового рынка совершенно нереально. Хотя бы потому, что наше имущество полностью заложено в обеспечение кредитов». Кредиты брались у «Сбербанка» в 2010 году на строительство современных теплиц и оптового склада. Хотя агрофирма исправно платит проценты, но только после полного погашения всех кредитов, запланированного в 2019 году, «Выборжец», как считает Д.Буданов, может думать о привлечении инвестиционных кредитов или сторонних инвесторов.
Также полностью закредитована и «Роса». Инвестиционные перспективы у нее еще более туманные. «Прошлым летом даже отечественная светокультурная теплица на 1 га стоила порядка 100 млн рублей. Еще 200 млн надо потратить на энергетику. Полностью обновить все наши 9 га можно за 1,5 - 3 млрд рублей, в зависимости от материалов теплиц и типа энергоустановки. Привлечь инвестиции в таком объеме практически нереально из-за закредитованности», - говорит Н.Лобанов.
Проще создать новое предприятие в «чистом поле», но возникают проблемы с выходом на рынок новой марки и, что еще важнее, как утверждает Н.Лобанов, с квалифицированными кадрами: «Самые большие проблемы сейчас – с грамотными растениеводами, от работы которых напрямую зависит урожай, а значит, и выполнение инвестпрограммы».
Слабое солнце
Представляется, однако, что закредитованность – не единственная причина отсутствия инвесторов, а может даже и не главная. У сельхозпроизводителей Ленобласти есть одна серьезная проблема - объективно большие сроки возврата инвестиций (при отсутствии долгов - 7-10 лет, по словам Н.Лобанова), что обусловлено высокой себестоимостью производства. Она заметно выше, чем у российских южан и даже иностранцев (из Турции, Марокко, Израиля, Ирана и др.). Основной фактор – недостаток солнца в наших северных широтах. «У нас первая световая зона, солнечных дней очень мало. Зимой солнца вообще практически нет, так что выращивать овощи можем только при искусственном свете, который очень дорог», - объясняет Д.Буданов. 10 га «светокультурных» теплиц «Выборжца» обслуживает энергоцентр мощностью 28 МВт. «Половина нашей себестоимости – это энергетика. Хорошо еще, что у нас собственная электростанция, на газе. Она дает свет и тепло. Электроэнергия «Ленэнерго» стоит в два раза дороже. Себестоимость ТГК-1 ниже нашей, но сетевики ее удваивают», - говорит гендиректор «Выборжца».
Еще хуже ситуация у «Росы». «С 1984 года мы построили только одну светокультурную теплицу – на 1 га. Да и то строили ее 6 лет. На остальных 8 га теплицы старые, плохо держат тепло. Затраты на их отопление в три раза выше, чем у новых. Но нам приходится их отапливать круглый год, чтобы они не разрушились. А наша газогенераторная установка слабая. Ее хватает на отопление, а также на освещение только светокультурной теплицы, которая работает круглый год. Приходится 30% электроэнергии докупать у «Ленэнерго». В результате наши затраты очень велики. Мы держимся только за счет высокого качества продукции – не применяем вредной химии. Нас охотно берут рестораны, которые жестко контролируют содержание вредных веществ», - признает Н.Лобанов.
В результате ни «Выборжец» (как, впрочем, и другие областные производители), ни тем более «Роса», не могут низкой ценой задавить южных и иностранных конкурентов – несмотря даже на их транспортные издержки и курсовую разницу, даже при нынешнем, чрезвычайно ослабленном рубле. Более того, летом за счет импорта и продукции с юга России цена на рынке падает так сильно, что «Выборжец» вынужден сокращать производство. У агрофирмы есть 12 га старых, «летних», не освещаемых теплиц, но себестоимость их продукции (перец, помидоры, баклажаны) выше, чем у конкурентов – из-за недостатка солнечного света даже летом. Д.Буданов уверен, что увеличивать их площади и наращивать летнее производство не имеет смысла: «Из-за слабого солнца мы никогда не сможем занять на рынке долю российских южан, да даже и импорта».
По этой причине серьезного импортозамещения производители овощей в массовом сегменте на Северо-Западе обеспечить не могут. Максимум, что возможно (при отсутствии проблем с инвестициями), как утверждает Д.Буданов, это примерно на 70% удовлетворить потребности региона в огурцах, салате и зелени. Да и то не летом, когда южные и иностранные конкуренты подавляют своей низкой ценой нового урожая - по словам Д.Буданова, на долю местных производителей по всем видам выращиваемых ими овощей остается не более 10%.
Письмо пришло обратно
Из-за объективно низкой инвестиционной привлекательности овощеводства на Северо-Западе увеличить производство, хотя бы для использования имеющегося потенциала (70% потребности в «зимних» овощах), вряд ли возможно без государственной поддержки.
Однако вопреки широко разрекламированным в конце прошлого года намерениям властей всех уровней стимулировать импортозамещение, на государственные инвестиции сельхозпроизводителям Ленобласти пока рассчитывать не приходится. «Я на днях изучал госпрограммы по проектному финансированию, - говорит Д.Буданов. – Там все еще очень сыро. Много вопросов не проработано. Кредит под 11% Минэкономразвития дает, но процедура толком не прописана. К тому же непонятно, будет ли эта ставка субсидироваться. А это необходимо, потому что 11% для сельского хозяйства – слишком высокая ставка». По его словам, приемлемая ставка сейчас – 3-4%. Для этого разница в 7-8% должна субсидироваться. Но вопрос о субсидировании пока не решен.
Нет конкретных договоренностей и с федеральным Агентством кредитных гарантий, с которым губернатор Ленобласти Александр Дрозденко подписал 26 февраля рамочное соглашение о сотрудничестве. Хотя, по словам председателя правления АО «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий» Галины Изотовой, «соглашение даст возможность точечной поддержки приоритетных проектов, определенных правительством Ленинградской области, через схему гарантирования со снижением процентной ставки по кредитам для субъектов малого и среднего предпринимательства», пока нет ни перечня приоритетных проектов, ни четко определенных параметров «точечной поддержки».
Другие государственные ведомства еще более пассивны. На недавнем заседании Инвестиционного Совета предприниматели общались с директором Российского инвестиционного агентства, но, по словам Д.Буданова, никаких конкретных предложений от агентства не исходило. «Никакой реальной деятельности я там не вижу, - говорит он. - У них даже почтовый адрес еще не зарегистрирован – мое письмо пришло обратно».
Впрочем, в конце прошлого года государство выделило «Выборжцу» средства на субсидирование ставки по старому инвестиционному кредиту на строительство второй очереди светокультурных теплиц. «Это позволило нам разморозить проект, что, конечно хорошо», - признает Д.Буданов. Но в основном государство лишь продолжает традиционное субсидирование ставок целевых банковских кредитов на текущую деятельность сельхозпроизводителей (закупку удобрений, семян и т.д.). По словам гендиректора агрофирмы, в 2015 году федералы вместе с Ленобластью готовы компенсировать 17,6% ставки. «Какова будет конечная ставка для нас, мы пока не знаем, потому что еще только ведем переговоры с банками. Я думаю, удастся договориться примерно на 22%, значит, кредит нам обойдется в 4,5%. Хотелось бы, конечно, 3,5-4%», - говорит Д.Буданов.
Развитие идет
Несмотря на все проблемы, агропредприятия развиваются. Агрофирма «Выборжец» создало рассадное отделение для производства салатов. «Мы его построили на собственные средства и в апреле полностью оформим», - говорит гендиректор. Кадровые проблемы, по словам Д.Буданова, есть только с нижним персоналом. «Работают узбеки, как и везде», -- признает он. Правда, россияне, по его словам, стали охотнее наниматься на работу в теплицах и в условиях оттока мигрантов славян стало больше. «Славяне пошли с начала года», - говорит Д.Буданов.
В то же время Н.Лобанов говорит о нарастающей проблеме дефицита квалифицированных кадров. Это не только мешает созданию новых агрофирм, но уже создает проблемы и старым производителям. «Растениеводам из Средней Азии работать сейчас у нас не выгодно, а российских специалистов мало, большинство пожилые, уходят на пенсию, заменять их становится все труднее, потому что работа в наших старых теплицах тяжелая, а даже в нашем Сосновом Бору за такую же зарплату можно найти работу полегче», -- утверждает директор «Росы». То есть и тут все упирается в устаревшее производство – даже для решения кадровой проблемы надо сначала модернизировать технологии.
Владимир Грязневич