В Петербурге построят новый железнодорожный вокзал
Пассажиропоток высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Петербург направят в сторону Обводного канала. Для этого от нового терминала Московского вокзала построят надземный переход к будущей станции метро «Лиговский проспект-2». Об этом изданию «Фонтанка» заявил глава комитета по транспорту Смольного Кирилл Поляков. По уже утвержденным регионом документам в Петербурге для ВСМ построят новый транспортный узел. Его частью станет вокзал, который разместят на месте бывших складов Северного страхового общества (Кокоревские склады) на Лиговском, 52.
Планы и сроки
Сейчас территория, на которой предполагается разместить вокзал, застроена историческими зданиями и находится в зоне регулирования застройки, то есть по закону «О границах охранных зон» сносить здания там нельзя. Таким образом, не исключено, что Смольному придется принять непростые решения, чтобы реализовать этот проект, полагают эксперты.
Кирилл Поляков пояснил, что часть строений включат в ансамбль нового терминала. А потоки пассажиров распределят: от ВСМ — в сторону станции метро «Лиговский проспект — 2», а от старого Московского вокзала — можно будет спуститься на станцию «Площадь Восстания». Отметим, что строительство второй станции на Лиговском проспекте включено в проект северо-восточного участка Красносельско-Калининской линии. Его полная стоимость оценивается в 91,4 млрд руб., а завершение запланировано на 2030 год. При этом строительство транспортного узла, включая подъездные пути, в Смольном намерены завершить к 2024 году.
Угроза коллапса
Однако ранее эксперты РБК Петербург высказывали опасения, что появление терминала ВСМ вызовет серьезные транспортные проблемы на территории, прилегающей к Московскому вокзалу.
«Не решены более глобальные вопросы. Первостепенный, на мой взгляд, — это неготовность инфраструктуры Петербурга для увеличения пассажиропотока до 30 млн пассажиров при запуске ВСМ. Такое увеличение прогнозирует РЖД. При нынешней инфраструктуре район Лиговки захлебнется. Лиговский проспект не справится с таким пассажиропотоком вне зависимости от того, где конкретно в этом районе будет размещен вокзал — на месте Кокоревских складов, справа от ж/д путей на территории бывшей Московской–Товарной или на самом Московском вокзале. Не поможет ни планируемая вблизи Кокоревских складов новая станция метро «Лиговский проспект — 2», ни траволатор к Московскому вокзалу», — прокомментировал планы строительства нового вокзала руководитель архитектурного бюро «Студия 44» Никита Явейн в разговоре с РБК Петербург.
Справка
Проект трассировки ВСМ Москва — Санкт-Петербург передан на утверждение регионам в декабре 2020 года. Строительство ВСМ должно начаться в 2022 году и займет 5 лет. Москва и Ленинградская область документ уже согласовали. В столице проложат 43 километра трассы, там будут созданы 4 остановочных пункта: Ленинградский вокзал, Рижская, Петровско-Разумовская и Крюково. По Ленобласти проложат 76 км маршрута — в основном на территории Тосненского района, где запланировано строительство станции Жаровская. Петербургу предлагается согласовать маршрут, который начинается в районе Московского вокзала, далее пройдет в створе Октябрьской железной дороги, затронет территорию объекта культурного наследия «Набережная Обводного канала», охранную зону комплекса фортификационных сооружений Ленинграда «Рубеж Ижора». После пересечения границ Фрунзенского и Колпинского районов магистраль пройдет между Южной ТЭЦ-22 и Ижорским заводом в створе Софийской улицы. По планам Минтранса, первые поезда по ВСМ должны поехать в 2026 году.