Преступный расцвет: как Петербург попал в криминальные лидеры России
Генпрокуратура РФ назвала самые распространенные в Петербурге преступления. Согласно отчету, опубликованному на сайте ведомства, по некоторым статьям Уголовного кодекса РФ (УК) Северная столица по итогам прошлого года попала в общероссийские лидеры. В частности, согласно статистике, в городе резко выросло число мошенников и коррупционеров. Опрошенные РБК Петербург юристы, между тем, считают, что правоохранители пытаются создать видимость улучшения своей работы.
Город мошенников
По итогам 11 месяцев 2017 года Петербург поднялся на первое место в России по количеству предварительно расследованных преступлений о получении взятки (104). В 2016 году дел о получении взятки в Петербурге было 97, в 2015 — 70.
В прошлом году в городе резко выросло количество преступлений экономической направленности (мошенничество, отмывание средств, уклонение от уплаты налогов и т.д.). Согласно статистике, по итогам 11 месяцев число уголовных дел, возбужденных по соответствующим статьям, выросло в Петербурге по сравнению с результатами 2016 года на 23% — до 3287.
Число уголовных дел о мошенничестве (159 УК РФ) увеличилось в Петербурге за 11 месяцев на 62,9%. По росту числа таких преступлений город оказался на третьем месте в стране после Саратовской (+148,7%) и Калининградской (+112,7%) областей.
Число уголовных дел о мошенничестве увеличилось в Петербурге за 11 месяцев на 62,9%
По числу всех зарегистрированных преступлений Петербург занимает девятое место в стране (48 590 преступлений). По итогам 2016 года у Северной столицы было 10 место, по итогам 2015 года — 11.
Наркотическое первенство
Петербург оказался на втором месте после Чеченской республики по количеству преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков — здесь было совершено 24,7% всех таких преступлений (12018), в Чечне — 25,4%.
Первое и второе место по числу преступлений, связанных с наркотиками, Петербург удерживает уже много лет, хотя число таких преступлений в городе снижается — с 2013 года оно упало более чем на 15%. Правда, при этом растет число преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения. По подушевому показателю наркопреступления поместили Петербург на пятое место.
Отложенный эффект
Опрошенные РБК Петербург юристы не вполне доверяют статистике правоохранителей. Что касается отчета Генпрокуратуры о снижении наркопреступности в Петербурге, то, по мнению ведущего научного сотрудника Института проблем правоприменения при Европейском университете Дмитрия Скугаревского, эти цифры могут говорить, наоборот, о расцвете наркоторговли. Эксперт объясняет это отложенным эффектом от ликвидации Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН, упразднена 5 апреля 2016 года).
Скугаревский напоминает, что Управление ФСКН по Петербургу и Ленобласти было одним из самых эффективных региональных подразделений этой службы.
Брать от жизни все
Скептически юристы относятся и к росту выявленных экономических преступлений. По их мнению, он отражает, с одной стороны, ухудшающуюся криминогенную ситуацию в стране, с другой — желание правоохранителей улучшить показатели эффективности своей работы.
Рост экономических преступлений (в частности, в сфере банковской деятельности) можно объяснить повышением уровня технологичности и профессионализма преступников, считает адвокат «Бюро адвоката Лепшина» Павел Лепшин. Он обращает внимание на увеличение числа преступлений, связанных с обналичиванием средств, переводом их за рубеж, хищением денег со счетов клиентов банка и т.д.
По его словам, есть также объективные причины роста числа преступлений, связанных с коррупцией. Из-за нестабильной экономической ситуации и неопределенности в будущем и бизнесмены, и чиновники стараются «брать от жизни все прямо сейчас, не откладывая на потом», отмечает он.
Поднять показатели
При этом Лепшин не исключает того, что на статистике сказывается и активизация борьбы с коррупцией. «Правоохранительным органам нужны показатели», — говорит юрист. С ним согласен старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Константин Добрынин: «Это новые установки МВД «регистрировать все», чтобы оправдать свою нужность». Кроме того, по его словам, правоохранительные органы любое экономическое действие склонны рассматривать как «криминальное». Особенно этот подход со стороны следствия практикуется при рассмотрении налоговых нарушений.
Из-за нестабильной экономической ситуации и неопределенности в будущем и бизнесмены, и чиновники стараются «брать от жизни все прямо сейчас, не откладывая на потом»
О том, что требуемые «показатели» влияют на статистику, говорит и адвокат бюро «Торн» Сергей Токарев. Он напоминает, что ранее из-за декриминализации мелких краж статистические показатели правоохранительных органов упали — а статья о мошенничестве (по которой дела возбуждаются легче, чем по другим статьям) позволила эти показатели поднять. По его словам, сегодня по ст. 159 УК РФ возбуждаются дела и о невозврате банковских кредитов и долгов, и при имущественных спорах между предпринимателями, и др. «Потом эти дела могут быть закрыты или переквалифицированы, но в статистике остаются. До суда доходит значительно меньшее число таких дел», — отмечает Токарев.
Правоохранительные органы любое экономическое действие склонны рассматривать как «криминальное».
Наполнение бюджета
Юристы объясняют активизацию борьбы с экономическими преступлениями желанием властей «наполнить бюджет». Как ранее говорил РБК Петербург управляющий партнер юридической фирмы «Борениус» Андрей Гусев, в прошлом году государство целенаправленно создало предпосылки для наполнения бюджета «за счет агрессивного сбора налогов, в том числе уголовно-правовыми средствами».
Так, Следственный комитет пришел на помощь налоговым органам, утвердив методические рекомендации по выявлению обстоятельств, свидетельствующих об умысле налогоплательщика, направленном на неуплату налогов. «Это чрезвычайно подробная инструкция, разъясняющая, что налоговая проверка и уголовное дело различаются лишь процедурами, но устанавливают один и тот же умысел. Налоговым органам предлагаются методики расследования, круг выявляемых обстоятельств, необходимые действия для установления умысла вплоть до перечней типовых вопросов свидетелям», — говорил Гусев.
Подушевая преступность
Многие юристы отмечают, что отчеты об общем количестве преступлений в Северной столице и сравнение этих показателей с другими регионами ничего не говорят о безопасности жизни в Петербурге. По мнению Дмитрия Скугаревского, гораздо эффективнее сравнивать подушевой показатель преступности (на 100 тыс. населения).
По этому показателю ситуация в городе выглядит более благоприятной: 70 место в рейтинге общей преступности, 67 — в рейтинге преступлений экономической направленности. При этом, по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков, Петербург все равно остается в лидерах (пятое место). По числу тяжких преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения, город занимает четвертое место.