Американцы купили одного из создателей системы «ЭРА-ГЛОНАСС»
До конца первого полугодия 2019 года будет закрыта сделка, объектом которой стал один из крупнейших международных IT-разработчиков с «производственной базой» в Петербурге — Luxoft (крупнейший центр разработки компании находится в Северной столице). Компания является одним из создателей системы «ЭРА-ГЛОНАСС».
Покупателем Luxoft выступила американская DXC Technology. Сумма сделки составила рекордные для российской IT-индустрии 2 млрд долл. Комментируя предстоящую смену владельцев Luxoft, эксперты напоминают, что за последние два года это уже третья крупная сделка по продаже IT-компаний с петербургскими корнями (ранее были проданы ГК «Транзас» и Sperasoft). Специалисты оценили возможные последствия смены собственников Luxoft и пояснили, что подталкивает высокотехнологичные компании к эмиграции.
Огромный успех
О продаже Luxoft сообщили участники сделки, подтвердив согласие на нее основателей компании Анатолия Карачинского и Сергея Мацоцкого, которые через системного интегратора IBS Group Holding контролируют около 83% голосов в Luxoft. Ожидается, что сделка будет закрыта к июню 2019 года, после чего акции Luxoft перестанут торговаться на Нью-Йоркской бирже.
«$2 млрд за российскую сервисную IT-компанию — это огромный успех ее создателей, признание высокого уровня развития IT-индустрии в России», — прокомментировал продажу Luxoft генеральный директор компании «Рексофт», член правления ГК «Техносерв» Александр Егоров.
Исходя из котировок акций компании на Нью-Йоркской фондовой бирже, цена сделки вдвое превышает нынешнюю рыночную стоимость Luxoft и почти вчетверо выше ее стоимости на момент проведения IPO в 2013 году.
Негативные аспекты
Однако эксперты указывают и на негативную сторону сделки. Так, президент НП «Руссофт» Валентин Макаров полагает, что одним из последствий смены собственника станет уход Luxoft с рынка как независимого производителя продуктов и услуг. «Ее купил один из главных клиентов компании. Luxoft становится структурным подразделением DXC и будет выполнять только ту работу, которая нужна DXC для производства собственных продуктов. Бренд Luxoft будет использоваться лишь для рекламы продуктов DXC, который будет специально упоминать, что при создании продукта использовалась разработка Luxoft. Но самостоятельные заказы она выполнять уже не сможет. А ведь Luxoft была главным создателем российской государственной системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» — уникальной системы, обладающей неоспоримыми преимуществами перед мировыми аналогами. Теперь компания вряд ли сможет выполнять подобные заказы, во всяком случае для российского государства, на которое наложены международные санкции, да и для крупных российских компаний с государственным участием», — пояснил свою точку зрения Макаров. Он уверен, что продажа Luxoft означает исчезновение одного из ключевых производителей необходимых России технологий.
Одним из последствий смены собственника может стать уход Luxoft с рынка как независимого производителя продуктов и услуг.
Впрочем, другие эксперты не склонны драматизировать ситуацию. Они считают, что Luxoft все же не имеет такого стратегического значения для России, как, например, компания 1 C, продажа которой действительно могла бы создать большие сложности российским организациям.
Защитные меры
Продажа Luxoft не первая сделка по продаже IT-компаний, связанных с Петербургом. За последние два года иностранные владельцы появились у одного из крупнейших в мире производителей систем навигации, ГК «Транзас», и разработчика компьютерных игр Sperasoft. Как считает Валентин Макаров, одним из существенных стимулов к подобным сделкам является угроза новых антироссийских санкций. «В свое время под давлением Deutsche Bank владельцы Luxoft были вынуждены перенести штаб-квартиру из Москвы в Швейцарию. Угроза банковской блокады и других последствий санкций несомненно и сейчас подействовала на принятие решения о продаже Luxoft», — уверен Валентин Макаров.
По его мнению, этот же мотив (помимо обычного, рыночного) стоит и за другой недавней важной сделкой на российском IT-рынке — продажей в конце 2018 года компании Parallels, основанной россиянами и ставшей мировым лидером на рынке межплатформенных решений, крупнейшему мировому производителю графических программ и программ для организации цифровых фотографий канадской компании Corel. В 2014-2015 годах целый ряд российских компаний сменили российскую юрисдикцию именно из-за угрозы санкций.
Продажа Luxoft не первая сделка по продаже IT-компаний, связанных с Петербургом. За последние два года иностранные владельцы появились у одного из крупнейших в мире производителей систем навигации, ГК «Транзас», и разработчика компьютерных игр Sperasoft.
О возможном влиянии санкций на принятие решений о продаже Luxoft говорят и другие эксперты. Впрочем, как считает основатель ГК Digital Design, генеральный директор Raidix Андрей Федоров, появление иностранных владельцев не всегда является надежной защитой от подобных рисков. «Вообще говоря, антироссийские санкции распространяются на те компании, которые указаны в соответствующих списках. Формальная принадлежность компании России не имеет значения, тем более, что ее зачастую невозможно определить, особенно в IT-бизнесе, который крайне космополитичен. По моей практике, американские чиновники считают компанию российской, если ее основали граждане России и владельцами компании являются россияне. По этой причине ни смена юрисдикции, ни перенос штаб-квартиры, а в некоторых случаях даже смена собственников значения не имеют — компания для чиновников все-равно остается российской. Они бьют не по паспорту, а по морде», — говорит Федоров.
По его словам, общая ситуация с санкциями сейчас «очень плохая». «Я на своем опыте убедился, что иностранные заказчики, которые связаны со своими государствами, предпочитают не рисковать и потому шарахаются от компаний, которые имеют российские корни, даже если компания меняет юрисдикцию или выступает субподрядчиком или партнером благонадежной, западной, компании», — свидетельствует эксперт.
Однако наличие российских корней, по его мнению, не означает полного остракизма. Если кто-то из западных заказчиков очень хочет заключить контракт с с такой компанией, он может найти для этого возможность.
Будут ли увольнения
Впрочем, как считают некоторые эксперты, говорить об уходе Luxsoft из России некорректно. С одной стороны, с 2014 года Luxoft Holding Inc. является международной, а в России работает всего 1/6 часть сотрудников (2 тыс. человек из 13 тыс. всего). С другой стороны, наверняка большая часть российского подразделения сохранится, полагают собеседники РБК Петербург. Как следует из информации участников сделки, Luxoft сохранит свой бренд, а должность СЕО сохранит за собой Дмитрий Лощинин.
Однако Валентин Макаров не уверен, что все российские сотрудники сохранят свои рабочие места, что, помимо прочего, отразится на налоговых отчислениях в бюджеты и на показателях экспорта. «В петербургском офисе работает около 900 специалистов, они разрабатывают продукты главным образом для транспортной отрасли, в частности, беспилотные технологии. Но транспортное направление, судя по информации компании DXC, не очень ей интересно. Так что судьба петербургского офиса не очевидна», — полагает эксперт.
Андрей Федоров подчеркивает, что Luxoft изначально создавалась для экспорта — для работы главным образом на мировом, а не на российском рынке. В структуре выручки компании доля России составляет всего около 6%. Ориентация на западные рынке характерна и для многих других компаний, созданных россиянами. Среди них, например, — входящая в НП «Руссофт» EPAM Systems со штаб-квартирой в американском Ньютауне, штат Пенсильвания. Для Luxoft ее продажа мало что изменит, полагает Федоров. Более того, у компании появятся новые возможности для развития, которые ей предоставит мировой гигант DXC Technology.
Справка
Luxoft основана в 2000 году в Москве. Зарегистрирована на Британских Виргинских островах, со штаб-квартирой в Швейцарии в городе Цуг, имеет 42 офиса в 21 стране. Сейчас Luxoft Holding является поставщиком услуг в области разработки программного обеспечения и инновационных IT-решений. Особо ценными продуктами Luxoft эксперты считают комплексные индустриальные проекты в сфере цифровой трансформации. Своими крупнейшими клиентами Luxoft называет Deutsche Bank и UBS. Большая часть выручки (56,7%) приходится на клиентов из финансового сектора. На втором месте — услуги по цифровой трансформации компаний (25,8%), на третьем — транспортный сектор (17,5%). Общая выручка Luxoft в 2018 году, по данным компании, составила 911 млн долл. На первом месте — клиенты из Европы (54,7%), на втором — из США (34%). Доля России в структуре выручки составляет лишь 5,7%.
DXC Technology — американская IT-компания со штаб-квартирой в Тайсонс Корнер, штат Вирджиния. DXC предоставляет ИТ решения и консалтинговые услуги для корпоративных клиентов и государственного сектора. Основана в 2017 году путем объединения Computer Sciences Corporation и подразделения Enterprise Services корпорации Hewlett Packard Enterprise. Специализируется на цифровой трансформации компаний. Имеет около 6 тыс. клиентов в 70 странах мира. Штат компании составляет порядка 170,5 тыс. человек. Выручка в 2018 году составила, по данным Business Wire, около 24,5 млрд долл. Основные клиенты — в США (44%) и в Европе (35,9%).