Если прислугу не пороть: почему Петербург не справляется с уборкой улиц
За последние два дня прокуратура вынесла представления по фактам некачественной уборки от снега дорожному предприятию «Центр» и управляющим компаниям «УК Евротракт» и «Жилкомсервис № 1 Невского района».
Как следует из сообщения прокуратуры Невского района Петербурга, в ходе проверки выяснилось, что «УК Евротракт» не проводит уборку на крышах девяти домов, а «Жилкомсервис № 1 Невского района» - на семи. ГУДП «Центр» некачественно убирает тротуары, что привело к несчастным случаям из-за гололеда. Руководству трех организацией внесены представления об устранении нарушений и привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности. Днем ранее дорожное предприятие «Центр» получило прокурорское представление за некачественную уборку Адмиралтейского района.
Всего по данным комитета по здравоохранению города, за новогодние праздники от гололеда в Петербурге пострадали 385 человек. За этот период во время проверки содержания придомовых территорий жилищного фонда, Госжилинспекция выяснила нарушения на 480 адресах из 1,7 тыс. РБК Петербург спросил экспертов о том, как борются с последствием снегопадов в других городах и странах и что мешает применять эффективные методы уборки улиц в Петербурге.
«В Москве убирают снег однозначно лучше, чем в Петербурге. Стало значительно больше техники, которая не складирует снег на обочинах, а вывозит его. Вполне возможно, что формально Петербург соблюдает все нормативы по количеству техники, но по факту Москву убирают лучше. Ситуацию в Петербурге можно охарактеризовать одной фразой: «Если прислугу не пороть – она хамеет».
Однако во всех российских городах остается нерешенной одна проблема – в уборке улиц не применяются никакие новые технологические решения. Непогоду власти воспринимают как временное явление, даже если этот период продолжается несколько месяцев и из-за непринятых мер могут пострадать люди. Снегоуборочные машины - очень громоздкие и не помещаются на тротуарах.
Что касается технологических решений, то примером может послужить Исландия, где под дорожным полотном прокладываются трубы, отапливаемые благодаря геотермальным источникам. В России этот механизм можно применять за счет системы централизованного оборотного водоснабжения. Горячая вода попадает из квартир снова в ТЭЦ, где ее нагревают и «отправляют» обратно. Так если она постоянно курсирует из точки А в точку B, почему нельзя с ее помощью греть тротуары?
Проблему очистки дорог можно решить и благодаря форме дорожного полотна. Так, в Скандинавии дороги имеют выгнутый профиль, что предотвращает скопление влаги и образование наледи».
«В любом зарубежном городе, где есть осадки, зимой применяется следующий подход. Дороги, с интенсивностью движения от 1500 до 3500 автомобилей в сутки содержатся в режиме чистого «черного» асфальта. Наличие снега, наледи и наката на таких дорогах не допускается.
Задача эта решается двумя методами – путем механической очистки дорог от рыхлого снега или плавления льда и наката реагентами (соляными составами). Так поступают, например, в Норвегии и Швеции. В Норвегии за сезон используется до 420 тысяч тонн разного вида солей. Гранитным щебнем посыпаются только дороги с интенсивностью ниже 3500 автомобилей в сутки.
Сроки очистки улиц в Швеции, Норвегии составляют 2 часа после окончания снегопада. В России – 4 часа. Однако в стандартах РФ есть требование прометать дороги и во время снегопада, если толщина снежного покрова достигает 5 см.
В Петербурге последние годы практикуется урезанный подход к уборке города, что не позволяет обеспечивать безопасность улиц.
Учитывая высокую интенсивность движения в городе (на многих улицах она превышает 10 тысяч машин в сутки), и небольшой по сравнению с другими странами парк уборочной техники, промести город и вывезти весь снег до того, как он утрамбуется колесами автомобилей, невозможно. В результате образуются обледеневший накат, который приводит к авариям. Убрать такой накат только при помощи техники невозможно. Необходимо обработать слой небольшим количеством реагента, чтобы размягчить поверхность льда. Но в Петербурге реагенты в последнее время не используются. А посыпать песком толстый слой снега бесполезно – коэффициент сцепления от этого не увеличивается.
Вторая опасность на дороге, характерная для Петербурга, – оледенение поверхности дорог без выпадения осадков. Это связано с особенностями климата – повышенная влажность приводит к образованию так называемого «черного» льда. Он представляет собой тонкую, меньше миллиметра, пленку на дороге, которая делает асфальт скользким, как стекло. Такой лед ничем, кроме реагентов не убрать.
В результате неправильной технологии уборки страдают люди. По данным ГИБДД, число аварий, на месте которых зафиксированы нарушения обязательных требований к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и ЖД-переездов, в январе-марте 2015 года (первая зима, когда перестали применять соль) увеличилось на 55,9% по сравнению с предыдущим годом, когда соль еще применялась.
В январе-марте 2016 их число выросло еще на 68,8% год к году. Иными словами, аварийность за два года выросла более чем в два раза. В январе-марте 2017 рост составил еще 12,3%.
Отмечу, что сейчас число аварий из-за неудовлетворительного состояния дорог зимой в Петербурге в два раза больше, чем в Москве: за январь-март 2018 года в Москве их было 274, а в Петербурге – 465. При этом машин в Петербурге в три раза меньше».
«В Петербурге убирать улицы, дворы и даже тротуары часто мешают припаркованные машины. Из-за того что они стоят плотно, бывает сложно вывозить мусор и проезжать снегоуборочной технике. В других странах с неправильно припаркованными автомобилями борются с помощью штрафов или отдавая приоритет общественного транспорту, а не личному.
Еще одна причина плохой уборки домов – долги населения по коммунальным платежам, из-за чего чистить придомовую территорию бывает просто не на что. Поэтому прежде чем искать виновных, гражданам важно понять, что кроме снега с неба ничего само не падает и для решения проблемы нужно участие населения».
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции.