Власти Петербурга сообщили о быстром «обелении» рынка такси
В Петербурге более чем на 25% увеличилось количество легальных перевозчиков. Как сообщает комитет по транспорту, в 2024 году разрешения получили 150 новых индивидуальных предпринимателей и 824 самозанятых. Однако представитель Общественного совета по развитию такси по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Андрей Белов отмечает, что участники рынка фиксируют менее значительный прирост легальных водителей. Кроме того, в случае внедрения новых депутатских инициатив, отрасль, по мнению эксперта, может потерять от 10 до 30% сотрудников.
Согласно данным комитета, в 2024 году в реестр легковых такси Петербурга было внесено 24,5 тыс. новых машин – почти на 40% больше, чем было в 2023 году. Таким образом, по состоянию на сегодняшний день, в реестре содержатся данные более чем о 62,6 тыс. транспортных средств.
Андрей Белов в разговоре с РБК Петербург отметил, что сравнение данных 2024 года с 2023 некорректно, так как закон о такси вступил в силу только с 1 сентября 2023 года. Соответственно, информацию о легализации рынка начали обновлять только после этой даты, а не с начала года.
«Да, рост есть. Но проблема в том, что у нас происходит двустороннее движение в плане легализации. Часть парка действительно «обеляется», но в то же время большое количество водителей либо уходит в тень, либо вообще покидает рынок. Это происходит по причине постоянного ввода новых правил, которые никак не способствуют развитию и стабилизации таксомоторного бизнеса», – заявил эксперт. Согласно его данным, в настоящий момент около 20% машин находится в простое. При этом в прошлые годы, по информации Белова, их количество было практически нулевым. Рост этой цифры, как отмечает эксперт, говорит об оттоке водителей. Кроме того, по его информации, с рынка ежемесячно уходит 1-2 таксомоторных компании с автопарком до 200 автомобилей.
«Если будет принята инициатива с покупкой детских кресел – это приведет к очередному оттоку водителей минимум на 10%. А в случае, если таксистов обяжут работать на отечественных авто, отток будет 20-30%», – считает эксперт.
Напомним, что за последние полгода в Петербурге обсуждались, а также вступили в силу новые правила, которые касаются компаний-перевозчиков и водителей такси. Так, в начале недели депутаты Заксобрания внесли на рассмотрение городского парламента федеральный законопроект, который предлагает обязать перевозчиков установить в машине минимум одно детское кресло. Также инициатива предполагает, что компании не будут устанавливать отдельные тарифы и взимать повышенную оплату за перевозку детей в сопровождении совершеннолетних лиц.
В январе президент России Владимир Путин заявил, что машины такси в России должны быть отечественного производства. При этом в начале 2024 года Госдума уже начала рассматривать законопроект о требованиях к уровню локализации автомобилей, используемых в качестве легкового такси. По мнению авторов, новая мера позволит поддержать отечественный автопром и создать дополнительные условия для его развития, а вместе с ними и новые рабочие места. Закон принят пока только в первом чтении.
Также в этом году в Петербурге камеры фотофиксации начали отсчитывать время, которое дается водителю такси на остановку станций метро. Теперь машина такси может остановиться у станции всего на 6 секунд. В связи с этим нововведением приложение «Яндекс Go» вовсе запретило вызывать машины к оживленным станциям метро – к примеру, при попытке вызвать автомобиль к «Василеостровской» или «Балтийской», приложение предложит пройти до точки, где ограничений на остановку машин нет.
Кроме того, с 1 сентября 2024 года вступили в силу поправки в федеральный закон о такси, которые обязуют перевозчиков приобретать полис ОСГОП, а также докладывать об этом комитету по транспорту. О наличии страхового полиса необходимо было уведомить Смольный до 31 октября 2024 года. Как писал РБК Петербург, в январе власти приостановили лицензии 945 перевозчиков, которые не проинформировали комитет о приобретении страховки.