Пункт в каждый дом: какие маркетплейсы быстрее расширяются в Петербурге
За год в Петербурге на треть выросло количество пунктов выдачи заказов (ПВЗ) маркетплейсов. Все опрошенные РБК Петербург онлайн-площадки заявили о планах по дальнейшему открытию новых ПВЗ в городе в 2025 году. Один из ретейлеров начал интегрировать ПВЗ в свои офлайн-магазины.
Плюс 60%
Аналитики «Яндекс Карт» проанализировали для РБК Петербург динамику открытия пунктов выдачи заказов (ПВЗ) маркетплейсов. Сейчас на карте города отмечены 12 072 ПВЗ, это на треть больше, чем год назад. По количеству точек лидирует Ozon (4326 ПВЗ), за год количество пунктов выдачи увеличилось на 19%. У Wildberries 2397 ПВЗ, но по темпам расширения своей сети в городе этот маркетплейс опережает конкурентов — за год количество точек выросло на 59,5%.
Сеть брендированных пунктов выдачи «Яндекс Маркета» в Санкт-Петербурге превысила показатель в 800 ПВЗ, показав рост относительно конца прошлого года в 26%. Аналогичная динамика сложилась и в Ленинградской области, где количество открытых пунктов перешагнуло за 300 ПВЗ, сообщили в компании.
Рост затрат
В Lamoda рассказали, что открыли в 2024 году 26 новых пунктов выдачи. В прошлом году было открыто 19 ПВЗ. Сейчас, по данным 2ГИС, у Lamoda работает 127 ПВЗ в городе. «Мы значительно отличаемся от маркетплейсов по стоимости открытия ПВЗ — все наши пункты выдачи являются собственными, мы не используем франчайзинговую модель», — пояснил директор департамента доставки Lamoda Евгений Городков. По его словам, в 2024 году стоимость открытия ПВЗ выросла примерно на 15%. В большей степени рост коснулся таких статей, как ремонт, мебель и IT-оборудование.
«Мы сталкиваемся с давлением арендодателей, настаивающих на увеличении индексации ставок арендной платы, также часто встречаются предложения о внеплановых индексациях. Свою позицию арендодатели объясняют ростом инфляции, что снижает маржинальность арендного бизнеса, а также изменением законодательства — введением НДС в 5% и 7% с 2025 года», — добавил Евгений Городков.
По оценкам пресс-службы Wildberries & Russ, для открытия нового ПВЗ партнеру могут понадобиться вложения в размере 300-500 тыс. руб. в зависимости от арендной площади и масштабов ремонтных работ. У этого маркетплейса самые высокие требования к площади своих пунктов выдачи — от 50 кв. м, у Ozon — от 25 кв. м, у «Яндекс Маркета» — от 20 кв. м.
«Рост расходов на открытие и поддержание работы точки соразмерен инфляции. Это объективная картина, которую мы всегда закладываем в расчет модели экономической эффективности точек для партнеров. Но растет и оборот на точку, как в целом, так и с каждым месяцем жизни — так, по итогам третьего квартала 2024 года средний оборот точки в городе вырос на 31%, а с каждым месяцем жизни ПВЗ оборот прирастает в среднем на 5%», — заявили в пресс-службе Ozon.
Перспективы развития
Все маркетплейсы планируют расширять свою сеть ПВЗ в Петербурге в следующем году. В Wildberries назвали приоритетным развитие ПВЗ в торговых центрах и на цокольных этажах. «Есть еще много зон для открытий — это и новые ЖК, и исторический центр», — добавили в Ozon. За запуск в «приоритетных локациях для открытия, где компания прогнозирует высокий трафик», в Ozon готовы выплачивать финансовую поддержку в первые 6 месяцев работы точки.
По словам заместителя директора КЦ «Петербургская Недвижимость» Светланы Московченко, коммерческие помещения на первых этажах жилых комплексов арендуют под ПВЗ практически в каждом новом доме. «Этот сегмент арендаторов активно развивается. Под ПВЗ разные компании любят занимать площади рядом друг с другом, пункты Ozon и «Яндекс Маркет» могут открывать в одном помещении, Wildberries всегда открывается отдельно, часто рядом со своими конкурентами», — говорит она.
От киоска до розничного магазина
Кроме запуска стандартных ПВЗ маркетплейсы начали экспериментировать с форматом. В декабре Wildberries объявил о запуске выдачи заказов в газетных киосках. Тестировать систему будут в 26 точках в нескольких городах. «Мы постепенно будем расширять эту сеть. Объекты в Санкт-Петербурге начнут появляться в ближайшие месяцы», — сообщили в пресс-службе Wildberries & Russ.
«Многие, кто заходил в розничные магазины Lamoda (ретейлер начал открывать первые офлайн-магазины Lamoda Sport, Urban и Outlet в Петербурге в феврале 2024 года — ред.), видели, что они стали интегрировать в них свои ПВЗ. Это делают не для того, чтобы «нагреть» девелопера [на арендных платежах], а для того, чтобы привести клиента, который привык потреблять только онлайн в офлайн, и показать ему — в рознице тоже есть много чего интересного», — поясняет региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева.
Ещё больше новостей — на канале РБК Петербург в Telegram