КС скажет фигуранту дела ЮКОСа, как можно изменить приговор
Конституционный суд огласит сегодня вердикт по делу о полномочиях российских судов. КС должен решить, могут ли суды, не выносившие приговор по уголовным статьям, пересматривать его.
Как говорится в материалах дела на сайте суда, жалобу на некоторые статьи Уголовно-процессуального кодекса (УПК) подал заключенный И.Гончаров, проходивший по одному из эпизодов дела ЮКОСа. В ноябре 2005г. заявитель вместе с группой лиц был осужден за совершение ряда преступлений.
Среди прочих, по делу проходили первый вице-президент ООО "ЮКОС-Москва" Михаил Трушин и исполняющий обязанности управляющего делами ОАО "НК "ЮКОС" Алексей Курцин. Суд посчитал, что еще в начале 2004г. они разработали план хищения и легализации вверенных им денег нефтяной компании, создав целую группу, которая занималась подбором общественных организаций, подготовкой уставных и платежных документов, писем с просьбами о материальной помощи для незаконного перечисления на их счета денежных средств ОАО "НК "ЮКОС" под видом благотворительности.
Суд решил, что присвоение денежных средств нефтяной компании в сумме 465 млн руб. было совершено путем их перечислений под видом благотворительной помощи со счетов ОАО "НК "ЮКОС" в московском Инвестиционном банке "Траст" (ОАО) и московском филиале банка "Менатеп СПб" на счета специально созданных или уже существующих общественных организаций и фондов благотворительной помощи, открытых в банках Тулы, Калуги, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Иванова, Волгограда, г.Родники Ивановской области, Ижевска, Владимира, Нефтекамска, Твери, Санкт-Петербурга, Москвы. Учредителем одной из таких организаций, по версии суда и был И.Гончаров. Всего по делу проходили более 10 человек, им было назначено наказание от 2 до 14 лет лишения свободы.
Но в 2010г. в УПК были внесены изменения, смягчающий наказание по одной из предъявленных им статей. В этой связи суды, располагающиеся по месту отбывания осужденными срока заключения, сократили И.Гончарову время пребывания в тюрьме с 13 лет до 12 лет и 9 месяцев. Однако сам подсудимый этим приговором остался недоволен.
По мнению И.Гончарова, судьи не учли фактических обстоятельств дела, которое пересматривали. Самому И.Гончарову достался в итоге самый длительный срок, хотя в первом приговоре степень его вины не была признана наиболее тяжкой.
В связи с этим заявитель считает, что пересматривать дела о смягчении наказания должны те же суды, что вынесли первоначальный приговор. Иной же порядок нарушает его конституционные права, считает И.Гончаров.