В Петербурге ждут роста расходов на одну из услуг ЖКХ
В Петербурге установят новые нормативы накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) для 40 категорий объектов общественного назначения и для трех категорий объектов жилищного фонда (многоквартирные дома, ИЖС, общежития). Это произойдет до конца нынешнего года, сообщили «Деловому Петербургу» в городском комитете по природопользованию. Эксперты считают, что новые нормативы призваны не столько сделать систему более справедливой, сколько увеличить доходы регоператора за счет повышения взимаемой с жителей платы. Справедливым решением, по мнению собеседников РБК Петербург, был бы переход на оплату по фактическому накоплению отходов.
По нормативу vs по факту
Действующие сегодня нормативы установлены комитетом по тарифам еще в апреле 2017 года, то есть более 6 лет назад. С тех пор, как, очевидно, полагают чиновники, петербуржцы стали мусорить больше. Хотя власти уверяют, что по каким–то категориям объектов норматив практически не изменится, по другим — увеличится, а по третьим — уменьшится, практика показывает, что корректировка системы расчетов почти всегда приводит к росту платы для потребителей.
Между тем многие жители, эксперты и управляющие домами организации давно выступают против самого принципа расчета платы за обращение с ТКО на основе нормативов накопления, предпочитая платить по факту образования мусора (исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО), поскольку, судя по имеющемуся опыту, это во многих случаях сокращает размер платы граждан до трех раз.
Многие жители, эксперты и управляющие домами организации давно выступают против самого принципа расчета платы за обращение с ТКО на основе нормативов накопления.
Формально такая возможность предусмотрена «Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», утвержденными постановлением правительства РФ от 03.06.2016. Однако, как утверждают сторонники оплаты по факту, регоператор всячески препятствуют реализации этого права, выставляя многочисленные препоны, зачастую необоснованные.
Именно это утверждается, например, в открытом письме трех петербургских ассоциаций управляющих компаний (Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургской ассоциации собственников жилья и их объединений и СРО «Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере») в Госдуму и правительство РФ. Недавно они через суд добились устранения самого распространенного препятствия — требования регоператора организовывать раздельное накопление ТКО по правилам, установленным правительством Петербурга.
Регоператор и чиновники Смольного объясняют необходимость расчета по нормативам «объективной невозможностью» перевести всех потребителей на коммерческий учёт по объёму и количеству контейнеров. Президент Санкт-Петербургской Ассоциации собственников жилья и их объединений Гульнара Борисова опровергает это утверждение, исходя из опыта своей Ассоциации. «До реформы, когда не было жестких правил, большинство наших ТСЖ платили по факту, — сообщила она РБК Петербург. — И такой механизм устраивал всех участников процесса. Те дома в центре города, которые из-за дефицита территорий не имели возможности организовать собственную контейнерную площадку, договаривались с соседями о совместном использовании площадки. При этом был налажен индивидуальный для каждого дома учет образующегося мусора, что позволяло каждому дому платить за свой мусор».
Регоператор и чиновники Смольного объясняют необходимость расчета по нормативам «объективной невозможностью» перевести всех потребителей на коммерческий учёт по объёму и количеству контейнеров.
Кому это выгодно
Судя по информации, которую получил «Деловой Петербург» (), нынешний норматив исходит из того, что жители квартиры, например, площадью 50 кв. м образуют в год 735 кг мусора. Этот норматив явно завышен, считает Гульнара Борисова, если исходить из средней по Петербургу обеспеченности жильем (27,7 кв. метра на человека, по официальным данным за 2021 год). Такое завышение происходит из-за непрозрачной, сильно усложненной, по ее мнению, методики расчета нормативов, которая дает возможность манипулировать параметрами.
Например, говорит Гульнара Борисова, МКД платят регоператору за мусор исходя из его объема, а с полигонами и переработчиками он рассчитывается по весу ТКО. При переводе объема в вес применятся коэффициент (плотность мусора), расчет которого весьма непрозрачен и содержит риск манипулирования параметрами (плотность мусора кардинально зависит от степени его уплотнения, прессования), считает эксперт. Также серьезные возможности манипуляций создает методика расчета нормативов накопления, говорит Гульнара Борисова.
По мнению экспертов, все эти возможности делают весьма выгодным для регоператора применение нормативов, а для подрядчиков Комитета по природопользованию — освоение бюджетных средств на регулярную корректировку нормативов. По этой, видимо, причине даже несмотря на решение суда, переход МКД на оплату по факту происходит крайне медленно.
По данным «Делового Петербурга», к настоящему времени в адрес НЭО поступило 129 обращений от ТСЖ на согласование системы накопления по факту, из них 24 было на рассмотрении, а по 105 уже проходили согласования условий перехода. При этом по состоянию на середину апреля на расчет по факту в Петербурге перешли всего три ТСЖ, по еще четырем переход был на финальной стадии — хотя суд признал безусловное право жителей рассчитываться за мусор по факту еще в конце февраля. Да и те три ТСЖ, которым регоператор переделал договор, смогли этого добиться только потому, что сумели организовать раздельный сбор ТКО, отмечает Гульнара Борисова. Решением же суда до сих пор не смог воспользоваться никто, утверждает эксперт.