В Петербурге уточнили судьбу транспортного проекта стоимостью 600 млрд
Комитет по транспорту Смольного и АО «РЖД» опровергли появившуюся в СМИ информацию о том, что утвержденная в начале нынешнего года концепция развития петербургских железных дорог будет изменена. Программа будет выполнена в полном объеме, утверждают чиновники. Впрочем, они не исключают, что могут быть реализованы и некоторые идеи по ее расширению.
Переделывать не будут
«Никто не собирается переделывать Концепцию развития Санкт-Петербургского железнодорожного узла, — заявил РБК Петербург председатель Комитета по транспорту СПб Кирилл Поляков. — Этот объемный документ долго обсуждался Петербургом, Ленобластью и РЖД. В результате большой работы, проделанной специалистами, у нас родилась эта Концепция. Она согласована всеми заинтересованными сторонами, утверждена и мы приступили к ее реализации».
В то же время он сообщил о существовании предложений по дальнейшему расширению документа. «В развитие Концепции есть ряд идей — в том числе, строительство двух тоннелей. Один соединит Московский и Финляндский вокзалы — для организации непрерывного высокоскоростного движения по маршруту Москва-Хельсинки. Второй — между Финляндским и Балтийским вокзалами, для создания полноценного внутригородского кольцевого движения по путям РЖД. Помимо этого есть еще несколько хороших идей по вовлечению железнодорожной инфраструктуры в обеспечение задачи пассажирских перевозок. Но никакого отношения к корректировке Концепции на данном этапе все это не имеет», — утверждает Поляков.
Напомним, что программа развития Санкт-Петербургского железнодорожного узла была представлена в конце декабря 2019 года. Ее подготовил московский Институт экономики развития транспорта (ИЭРТ). Программа соответствует предварительной концепции, которую РЖД представило Смольному в сентябре 2019 года. Основная идея заключается в развитии пассажирского движения внутри города и разгрузке его от «товарняков».
Стоимость проекта на тот момент оценивалась почти в 600 млрд руб.
Список приоритетов
В пресс-службе «РЖД» подтвердили, что компания активно взаимодействует с городской администрацией по вопросам развития железнодорожной инфраструктуры, для чего создана специальная рабочая группа. «Концепция, утвержденная совместно ОАО «РЖД», Правительством Санкт-Петербурга и Правительством Ленинградской области, предполагает разработку основных проектных решений по организации кольцевого железнодорожного движения в агломерации и строительству тоннеля между Балтийским и Финляндским вокзалами с перспективой реализации данных мероприятий после 2030 года», — отметили в пресс-службе.
Как рассказали в РЖД, 23 октября 2020 года на заседании рабочей группы обсуждался вопрос о приближении сроков выполнения предпроектных проработок. В этом документе будут определены основные технико-экономические показатели организации кольцевого движения (включая строительство тоннеля) в части оценки стоимости, сроков реализации и возможного влияния проекта на петербургскую агломерацию.
По словам Кирилла Полякова, в Концепции четко определены сегодняшние приоритеты: Северо-Восточный грузовой обход Санкт-Петербурга для вывода с территории города грузового транзитного трафика; развитие пассажирского движения по территории Петербурга; развитие Московского хода как первый этап реализации высокоскоростной магистрали Москва-Петербург; организация железнодорожного сообщения между Балтийским вокзалом и аэропортом Пулково. В связи с последним из перечисленных проектов Кирилл Поляков твердо заявил: «Только таким, внеуличным, транспортом можно обеспечить растущий пассажиропоток между городом и аэропортом Пулково. Никакими автодорогами мы людей оттуда не вывезем». Для реализации этого проекта требуется, по его словам, осуществление ряда сопутствующих мероприятий, например, развитие Балтийского хода, что также попало в приоритеты.
Северо-Восточный грузовой обход необходим в первую очередь для организации тактового пассажирского движения как по существующему полукольцу через Ладожский вокзал по утвержденным двум диаметрам, так и по маршрутам Петербург-Пушкин, Петербург-Гатчина и другим направлениям, также прописанным в Концепции, о которой РБК Петербург подробно рассказывал в апреле.
Что касается дальнейшего развития Концепции, то реализации предлагаемых идей, по словам Кирилла Полякова, будет зависеть от их обоснования и результатов тщательных расчетов пассажиропотоков, объемов необходимых инвестиций и субсидий на обеспечение транспортной работы и т.д. «Если будет признано целесообразным строительство одного из двух тоннелей, то мы начнем реализовывать соответствующий проект. Это будет нелегко, потому что потребуется провести большую предварительную работу: включить проект в Комплексный план модернизации инфраструктуры, в инвестрпрограмму РЖД и т.д. Вопросы финансирования будут определены после расчёта целесообразности и определения выгодоприобретателей», — пояснил чиновник.
Критические замечания
Отметим, что ранее представители городской власти критически отзывались о концепции РЖД. В частности, специальный представитель губернатора Санкт-Петербурга по вопросам экономического развития Анатолий Котов выражал сомнения в востребованности пригородных участков маршрутов. Внятных расчетов пассажиропотоков чиновник, по его словам, в проекте РЖД не обнаружил.
Эти сомнения разделяет большинство опрошенных РБК Петербург экспертов. «Вариант, разработанный Институтом экономики транспорта, спорный. Это очень длинная линия, которая по своей центральной части очевидна и логична, а по краям будут всегда ходить полупустые электрички. Там нужен другой интервал, другая составность поездов. Есть линии урбан (внутригородские), а есть субурбан (агломерационные, пригородные), у них разные принципы организации пассажиропотоков, разные технологии перевозок, разная техническая, инфраструктурная часть, а в предлагаемой линии всё смешано в кучу», — считает эксперт сообщества проектировщиков транспорта «РУрбан» Иван Вергазов.
Аналогичную точку зрения высказала заместитель генерального директора ООО «СПб Институт транспортных систем» Елена Ногова. «Что касается первоначальных вариантов РЖД, у меня большие сомнения насчет востребованности этих маршрутов», — сказала она РБК Петербург.
Справка
В конце августа пресс-служба Смольного сообщала, что ПАО «Ленгипротранс» по заказу ОАО «РЖД» выполнило предпроектные проработки по определению трассы Северо-Восточного железнодорожного обхода по маршруту Павлово-на-Неве — Сосново. Проект предусматривает строительство выделенной двухпутной электрифицированной железнодорожной линии протяженностью около 85 км и возведение нового железнодорожного моста через Неву в районе деревни Павлово-на-Неве. Ориентировочная стоимость проекта — 109 млрд руб.