Главная структура «Юлмарта» подала заявление о собственном банкротстве
ООО «Юлмаркет», на которое в 2017 году владельцы «Юлмарта» перевели всю операционную деятельность, подало заявление о собственном банкротстве. Поставщики в прошлом году пытались получить с компании более 0,5 млрд руб. задолженности. Решение о банкротстве может говорить о том, что компания не выдержала затянувшихся переговоров акционеров о мировом соглашении и окончательно уходит с рынка, считают эксперты.
Вынужденный ход
Информация о том, что на прошлой неделе ООО «Юлмаркет» подало заявление о собственном банкротстве, появилась в картотеке Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти. Весь прошлый год компания испытывала проблемы с оплатой поставок товара. Так, за 2019 год в суде были зарегистрированы 92 дела на сумму 534,5 млн руб. Это почти в два раза больше суммы долга компании в 2018 году, когда поставщики и партнеры ретейлера подали 57 исков. Под конец прошлого года «Юлмарт» начал один за другим закрывать пункты выдачи в регионах, сокращать и без того немногочисленный персонал, в том числе IT-департамент, сообщал ранее «Коммерсантъ». В «Юлмарте» отказались комментировать заявление о банкротстве и дальнейшие перспективы компании.
ООО «Юлмаркет» было создано в апреле 2017 года, в разгар конфликта акционеров «Юлмарта» — Дмитрия Костыгина Августа Мейера с одной стороны и Михаила Васинкевича — с другой. Инициатором создания новой структуры была сторона Дмитрия Костыгина и Августа Мейера: единственным владельцем «Юлмаркета» на момент его учреждения был Юрий Кобзик, независимый директор мальтийской Ulmart Holdings (головная компания ретейлера «Юлмарт»). Сегодня, согласно данным СПАРК, компания полностью принадлежит компании «Каисса» Евгения Маслова (вместе с Дмитрием Костыгиным развивал ныне свернутый проект дисконт-системы «Аллоль»).
Как поясняют эксперты, «Юлмарт», получив вал банкротных исков и потеряв генерального директора, столкнулся с угрозой остановки операционной деятельности. Чтобы продолжить работу и удержать позиции на рынке, компания уговорила поставщиков продолжить работу с «Юлмаркетом» и на эту же структуру перевела часть сотрудников (тогда же прошли массовые сокращения персонала). Таким образом, пока «Юлмарт РСК», «Юлмарт ПЗК», НАО «Юлмарт» и «Юлмарт девелопмент» проходили процедуру банкротства, команда «Юлмаркета» пыталась сохранить бизнес.
На первый взгляд, стратегия казалась правильной — после нескольких лет судебных разбирательств в мае прошлого года акционеры «Юлмарта», наконец, сообщили о взаимном намерении урегулировать акционерный спор. Однако сегодня, спустя 8 месяцев, мировое соглашение по-прежнему не подписано, денег на восстановление работы «Юлмарт» не привлек.
Более того, ретейлер отказывается от достигнутых ранее партнерств. В пресс-службе компании Joom сообщили, что знают о ситуации в «Юлмарте» и на данный момент полностью отказались от логистических услуг и ассортимента, предоставляемых им. «Наше партнерство прекращено по взаимному согласию», — говорят в компании.
Погнались за двумя зайцами
«Команда «Юлмарта» предприняла значительные усилия по оптимизации бизнеса в 2019 году: сократила количество и площади объектов, снизила расходы на аренду и персонал, пыталась найти точки роста в качестве маркетплейса, но все это оказалось безрезультатно, так как ей катастрофически не хватало оборотных средств», — говорит генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. За время конфликта акционеров «Юлмарт» стремительно терял и деньги, и аудиторию: по данным сервиса SimilarWeb, количество посещений сайта ulmart.ru сократилось c 25,3 млн посетителей в январе 2017 года до 3 млн в декабре 2019 года. Оборот ретейлера в сегменте онлайн снизился с 38,8 млрд руб. в 2016 году до 9,9 млрд руб. в 2018 году (данные Data Insight). За 2019 год общая выручка снизилась вдвое, с примерно 13,5 до 7 млрд руб., оценивают в «INFOLine-Аналитика».
Дефицит оборотного капитала «Юлмарта» Михаил Бурмистров оценил минимум в 2 млрд руб. и подчеркнул, что потенциальному инвестору совершенно неинтересно тратить 5 млрд (с учетом погашения части долга, пополнения оборотного капитала и расходов на рекламу) на убыточный актив с оборотом в 7 млрд руб. Кроме того, конкуренция на рынке за три года усилилась — OZON и Wildberries нарастили собственную сеть пунктов выдачи и постаматов, а именно сеть пунктов выдачи была конкурентным преимуществом «Юлмарта», добавляет эксперт.
Основная причина краха компании, которая когда-то стоила более 1 млрд долл. — классическая ситуация, когда инвестор «погнался за двумя зайцами», считает Михаил Бурмистров. «Те средства, которые можно было направить на выкуп доли Михаила Васинкевича, в нужный момент просто отсутствовали, потому что Дмитрий Костыгин и Август Мейер уже потратили их на строительство «Оптоклубов «Ряды», — констатирует Бурмистров. — В итоге, да, построили несколько коробок, оптоклубы безубыточны, но и денег не приносят, а «Юлмарт», который можно было замкнуть на себе и выгодно продать, превратился просто в несколько распредцентров». После сокращения IT-отдела «Юлмарта» говорить о возможном возвращении компании на рынок нельзя, уверен эксперт: «Онлайн-ретейлер — это сайт и логистическая платформа, если их нет, остается только складская недвижимость, продать которую сейчас будет непросто».
Бесконтрольное банкротство
Заявление о банкротстве «Юлмаркета» в первую очередь связано с требованиями закона, считает юрист санкт-петербургской корпоративной практики «Пепеляев Групп» Елена Рыбальченко. Если имущества должника недостаточно для покрытия требования кредиторов, то руководитель и собственник компании-должника обязаны обратиться в суд с заявлением о банкротстве, говорит поясняет Рыбальченко. В противном случае им грозит субсидиарная ответственность за долги компании, напоминает она.
При этом должник, подающий заявление о своём банкротстве, не получает контроль над этим процессом — в частности, он не может предлагать кандидатуру арбитражного управляющего, дополняет Сергей Бакешин, руководитель практики разрешения споров и банкротства Maxima Legal. По его мнению, кредиторам «Юлмаркета» сложно будет рассчитывать на удовлетворение существенной части своих требований. «Если бы у «Юлмаркета» были финансовые ресурсы, он попытался бы договориться с кредиторами, а не инициировал своё банкротство», — считает Бакешин.
У «Юлмарта» остается еще одно юрлицо — ООО «Юлплейс», которое еще не получало иск о банкротстве. В 2019 году «Юлмаркет» подал к нему иск на сумму свыше 1 млрд руб. и, если «Юлмарт» не сможет привлечь крупного инвестора, то, скорее всего, «Юлплейс» также ожидает банкротство, полагает Сергей Бакешин.