Государство заинтересовалось валютными доходами бизнеса
Северо-западные компании фиксируют цены на свои товары и услуги в валюте либо подтягивают внутренние цены к экспортным. Бизнес объясняет это необходимостью платить по валютным кредитам, взятым на модернизацию и развитие еще до кризиса. Некоторые эксперты полагают, что реальная причина подъема цен — открывшаяся возможность заработать на тех рынках, где условия диктуют продавцы. Однако дополнительными доходами бизнеса уже заинтересовалось государство.
Гонка за валютой
Рублевые цены российских производителей на товарную целлюлозу с осени 2014 года выросли более чем в 1,5 раза. Так, гендиректор Архангельского ЦБК (входит в австрийскую группу Pulp Mill Holding) Дмитрий Зылев в разговоре с корреспондентом РБК оценил рост цен в 60%.
Одна из причин такого роста цен - производители начали подтягивают внутренние цены к экспортным, корректируя их в соответствии с падением курса рубля. По словам Д.Зылева, "целлюлоза — это возможность предприятий получать валютную выручку. Она нужна для оплаты процентов по обязательствам в иностранной валюте". Глава компании напомнил, что практически все крупные компании отрасли недавно провели модернизацию мощностей, отсюда и большой объем обязательств.
Стивидорные компании петербургского порта давно зафиксировали цены на свои услуги в долларах. Свое нежелание переходить на расчеты в рублях, вопреки жалобам со стороны компаний-импортеров на рост тарифов из-за возросшего курса доллара, компании мотивируют примерно так же, как производители бумаги. Как отметили в пресс-службе Global Ports, фиксация цен в рублях может привести к радикальному ухудшению финансового положения портов и сказаться на инвестиционной активности стивидоров в регионе, добавляют в Global Ports. «Кредиты и займы, на которые ведутся модернизация производства старых и строительство новых портов, привлечены в долларах. При этом в России нет импортозамещения портового оборудования», - уточнили в компании.
Рынок разрешил
Партнер компании "Делойт" Николай Григорьев согласен с аргументацией бизнеса в части необходимости валютной выручки: "Компаниям, у которых есть кредиты и затраты в иностранной валюте, нужно повышать денежный поток".
Однако, по его мнению, эти доводы вторичны и, скорее, являются для компаний способом обосновать высокие цены контрагентам и властям. "Настоящее объяснение состоит в том, что рынок дает им повышать эту цену", - полагает эксперт.
Подтверждением слов аналитика является тот факт, что в сферах, где сформировался рынок покупателя, а не рынок продавца, цена не следует за валютными курсами. Пример — рынок офисной недвижимости. Несмотря на то, что значительный оборудования, например, лифты и кондиционеры, закупается и обслуживается за доллары, арендные ставки в бизнес-центрах Петербурга устанавливаются в рублях.
В условиях стагнации спроса и роста конкуренции за клиентов на расчеты в рублях перешли даже те девелоперы, которые ранее фиксировали ставки в валюте, говорила ранее руководитель отдела по работе с владельцами офисных площадей компании JLL в Санкт-Петербурге Лилия Еременко.
Третья сторона
В тех случаях, когда условия на рынках диктуют продавцы, покупатели ищут поддержки властей. Так, потребители целлюлозно-бумажной продукции обратились с просьбой о помощи в Минпромторг. На совещании, прошедшем на днях в министерстве, были предложены такие меры, как введение экспортных пошлин и субсидирование кредитования на оборотные средства для производителей.
Одной из версий, почему конфликт в целлюлозно-бумажной отрасли вышел на уровень правительства, называют сложности на бумажных фабриках ФГУП "Гознак". Филиалы этого учреждения производят не только специальные виды бумаг, но и газетную, и офсетную бумаги для широкого круга потребителей и, соответственно, являются крупными потребителями целлюлозы. В начале года после очередного повышения цен на товарную целлюлозу один из участников рынка распространил информацию об остановке производства бумаги на фабриках "Гознака", однако учреждение опровергло эту информацию.
Валютными тарифами петербургских стивидоров занялось городское правительство. В конце прошлой недели при комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка Петербурга прошло совещание рабочей группы по таможенному администрированию. На нем обсуждалась возможность фиксации тарифов в рублях.
Профессор факультета экономики, научный руководитель Центра исследований модернизации Европейского университета Дмитрий Травин полагает, что государство не должно вмешиваться в подобных случаях. "В нормальной экономической ситуации дополнительные доходы за счет подъема цен позволяют организациям осуществлять инвестиции, расширение производства. Это, в свою очередь, приводит к снижению цены или, по крайней мере, остановке ее роста", - пояснил эксперт.
Однако, как уточнил Д.Травин, описанная им модель работает в тех случаях, когда государство в целом эффективно управляет экономикой. "У нас ситуация иная. Данные за прошлый год показывают бегство капитала за границу. Дополнительные доходы, получаемые сейчас производителями, тоже вряд ли могут быть инвестированы в России", - добавил он. Поэтому государство, с одной стороны, пытается в ручном режиме как-то отрегулировать ситуацию, с другой, в случае с ЦБК и экспортными пошлинами, привлечь дополнительные средства для исполнения бюджетных обязательств.
"Ситуация похожа на кризис 90-х годов. Но тогда положение было перспективнее, чем сейчас. Было понятно, что надо сделать — все эксперты говорили, что нужно перестать накачивать экономику деньгами и остановить рост цен. Когда инфляцию остановили, начался экономический рост. Сейчас такого понимания нет", - заключил Д.Травин.
Мария Летюхина