На улицы Петербурга выходят «умные» трамваи. Фото
Губернатор Петербурга Александр Беглов объявил о том, что до конца июля в городе начнется регулярное движение «умных» трамваев. Это трамваи, оснащенные системой беспилотного вождения третьего уровня, разработанной компанией Cognitive Pilot. Первый «умный» трамвай начнет регулярное движение по маршруту № 24. До конца июля такие трамваи начнут регулярное движение по примерно десяти городским маршрутам.
Трамвай с искусственным интеллектом
Как сообщили РБК Петербург в Cognitive Technologies, ведущий российский производитель транспортных средств для городского общественного транспорта — компания «ПК Транспортные системы» (ООО «ПК ТС» — входит в «Холдинг Транспортные Компоненты») — с июля 2022 года начинает комплектовать трамваи, поставляемые для нужд Санкт-Петербурга, системой активной безопасности и помощи водителю Cognitive Tram Pilot. Система создана на основе искусственного интеллекта (ИИ) компании Cognitive Pilot (дочернее предприятие Сбера и Cognitive Technologies).
Эта система соответствует критериям беспилотных систем третьего уровня (по международной классификации). Она обеспечивает устойчивое считывание т.н. объектов дорожной сцены: пешеходов, светофоров, транспортных средств, дорожных знаков. На основе этой информации система «понимает» дорожную обстановку, прогнозирует развитие дорожных ситуаций, оценивает вероятность столкновения и, в случае квалификации системой дорожной ситуации как опасной (например, когда обнаруживает объект на рельсах), предупреждает водителя. Если водитель не реагирует, система самостоятельно осуществляет торможение.
Кроме того, для соблюдения безопасности система не позволяет водителю превысить скорость, предписываемую ПДД и правилами технической эксплуатации вагона на заданном маршруте.
Один из первых в мире
«В нашем оборудовании используется более 70% отечественных компонент. Мы активно продолжаем работу по замещению импортных комплектующих отечественными аналогами», — сообщила РБК Петербург генеральный директор Cognitive Pilot Ольга Ускова.
«Мы, совместно с компанией «ПК Транспортные системы» и «Горэлектротранс» начали один из первых в мире проектов промышленного использования систем ИИ для управления общественным городским транспортом, - прокомментировала Ускова. - Наша система способна обеспечивать безопасность в любую погоду, в любых дорожных условиях: ночь, дождь, туман, снег, ослепление светом и т.п., и любое время года». По ее словам, система Cognitive Tram Pilot проходила испытания с 2018 года в Москве и Санкт-Петербурге, в том числе, на дорогах общего пользования. В Петербурге умный трамвай в пилотном режиме ходил на маршруте № 24.
Первая партия умных трамваев, заказанная ГУП «Горэлектротранс», состоит из 138 машин. В соответствие с графиком поставки, до конца ноября 2023 «ПК Транспортные системы» передадут СПб ГУП «Горэлектротранс» 77 двухсекционных трамвая «Богатырь М» и 61 трехсекционных — «Витязь М». Первый десяток умных трамваев начнут регулярное движение по своим маршрутам уже в ближайшие две недели. Семь из них уже переданы городу.
«Использование интеллектуальных, беспилотных технологий — это мировой тренд. Они позволяют свести к минимуму риски аварий вследствие человеческого фактора, обеспечить надежный контроль за процессом движения трамвая, а также облегчить работу водителя, сделать ее менее трудоемкой и сложной. И главное, что это технологии отечественного производства», — заявил Денис Минкин, директор СПб ГУП «Горэлектротранс»
Не дать совершить ошибку
Директор по решениям в области общественного транспорта компании SIMETRA Владимир Валдин в комментарии РБК Петербург назвал запуск умных трамваев полезным для Петербурга. «Применение подобных устройств действительно делает работу водителей безопаснее, — считает эксперт. — Как это происходит с автомобилями: нужно не дать водителю совершить ошибку. В старых трамваях активная безопасность реализовывалась через «педаль бдительности»: если водителю станет плохо, нажатие ноги на педаль ослабевает и трамвай должен остановиться. Машинное зрение — на порядок более продвинутая тема».
В то же время, отмечает Владимир Валдин, реальная беспилотность нужна и применима в первую очередь в депо — чтобы облегчить работу перегонщиков (сортировщиков) трамваев.
«Как у любого технического проекта, существуют риски. При использовании беспилотника в депо рисков практически нет. В «уличном» варианте появляется риск уменьшения скорости движения вагонов», — считает эксперт.