Фермеры из Ленобласти выходят на площадки «Яндекса» и Ozon
Министерство сельского хозяйства РФ заключило соглашение с Ozon о развитии рынков сбыта для предприятий малого и среднего агробизнеса. Как сообщается на сайте ведомства, таким образом фермеры получат возможность выйти на онлайн-площадку крупного маркетплейса, который готов предложить участникам собственную логистическую инфраструктуру, а также право самостоятельно управлять ассортиментом товаров, ценообразованием и маркетингом продукции. Первые фермеры из Ленинградской области в пятницу, 13 августа, приступили к обучению работе с маркетплейсом.
По словам замминистра сельского хозяйства Оксаны Лут, онлайн-торговля — это не только «альтернатива работе с ретейлом, но и возможность сократить издержки и получить прямой выход к покупателям», а для потребителя — расширить выбор свежих и качественных фермерских продуктов по доступным ценам. Такова задача. Министерство сельского хозяйства отрабатывает её и с другими крупными интеграторами — «Яндексом» и Россельхозбанком.
Отделение от масс-маркета
В Ленобласти, по данным областного комитета АПК, фермеры производят четверть всей агропродукции региона. Как рассказал РБК Петербург участник семинара Ozon, президент Ассоциации КФХ и кооперативов Ленобласти и Санкт-Петербурга Михаил Шконда, интернет является основной и чаще всего единственной торговой площадкой для фермеров региона. Условия ретейла для малых производителей невыполнимы, к тому же в большинстве случаев фермеры сегодня не хотят ассоциироваться с масс-маркетом, и именно виртуальные площадки (соцсети, собственные сайты и представительства в маркетплейсах) позволяют им найти своих реальных покупателей в виртуальном пространстве.
«На полках магазинов очень редко можно встретить качественный фермерский продукт, — поясняет Михаил Шконда. — А если говорить про интернет-магазины, то наше исследование площадок показало, что из 70 магазинов только 10 имело отношение к настоящим фермерам, производителям».
Агрегаторы фермерской продукции
Однако охват аудитории у фермеров пока невелик. Так, в проекте «Свое.Родное» от Россельхозбанка участвуют 68 фермеров из Петербурга и Ленобласти. Сайт ориентируется на работающих женщин из крупных городов в возрасте от 25 до 45 лет с доходом выше среднего, которые тщательно выбирают продукты для своей семьи. Согласно исследованию компании, для большинства потенциальных покупателей маркетплейса самым важным является вопрос о доставке продукции. Большинство зарегистрированных на площадке фермеров готовы организовать доставку при заказе от 1 до 3 тыс. рублей. Примерно одинаковое количество фермеров пользуются сервисами доставки или предлагают только самовывоз. При этом маркетплейс рекомендует сделать из поездки за продуктами агротур, своими глазами увидеть производство и даже поучаствовать в мастер-классах. Агротуризм для многих фермеров является дополнительным источником и клиентов, и доходов.
«Яндекс», подписав соглашение с Минсельхозом в июне 2021 года, уже запустил фермерскую продукцию в своих сервисах. Как сообщили РБК Петербург в пресс-службе фудтех-направления «Яндекс Go», в ближайшее время «Яндекс.Еда» запустит в городе доставку из фермерских онлайн-маркетов. В «Яндекс.Лавке» продукция местных производителей достигает 50% от всего ассортимента. О тенденциях пока можно судить по более опытному и масштабному московскому рынку. Так, с начала 2021 года количество заказов фермерских продуктов через «Яндекс.Еда» в столице выросло в три раза. В Петербурге пока речь идет о развитии канала дистрибуции фермерских товаров.
Кооператив — не колхоз
По словам Михаила Шконды, при наличии инфраструктуры и возможностях крупных интернет-площадок российский фермерский рынок по самым скромным подсчетам может достигнуть полутриллиона рублей. Именно инфраструктурный вопрос пока ограничивает развитие рынка, отмечает он. Речь идет о создании доступных возможностей для переработки, упаковки и доставки товаров. Сейчас зайти на крупные маркетплейсы могут немногие — около 10 представителей Ленобласти — в основном, те, кто уже имеет необходимое оборудование.
В Ленобласти для частичного решения этой проблемы даже создают специальную структуру — торговый дом «Ленинградский», который займется организацией транспортной и складской логистики и созданием собственной розничной сети под единым брендом Ленобласти. Перспективным направлением могла бы стать потребкооперация, считают игроки рынка. Это создание широкой сети ресурсных центров, где фермеры могли бы переработать и упаковать свою продукцию, получить необходимые документы и справки или просто предоставить товар для дальнейшей реализации кооперативу. При этом данная услуга не должна повышать стоимость конечного продукта более чем на 10%. В этом случае у фермерского продукта есть все шансы оказаться на крупных маркетплейсах по приемлемой для потребителя цене. Пока, по словам Михаила Шконды, в регионе не удалось создать необходимый формат кооператива.
«Это непросто в силу отсутствия доверия и опыта. Одно дело — колхоз, другое — потребительская кооперация. Это реальный инструмент, который ведет к снижению затрат сельхозтоваропроизводителей, но он не работает, если мы считаем кооперацию коммерческой деятельностью. По сути здесь вовсе не должен стоять вопрос о прибыли. Потребкооперация должна работать как система совместных закупок или организация школьного праздника, когда все скидываются и принимают участие в работе и в итоге получают результат при минимальных затратах», — пояснил эксперт.