КС устроило то, что разрешение на митинг надо просить у властей
КС не стал проверять конституционность разрешительного характера проведения публичного мероприятия. Такое решение судьи приняли во время рассмотрения жалобы депутатов Госдумы на федеральный закон о митингах, принятый летом прошлого года.
КС прекратил проверку ряда статей из-за того, что они, по мнению судей, прямо не относятся к вопросу о конституционности оспариваемого закона.
Из списка норм, подлежащих проверке, были исключены статьи, предусматривающие административную ответственность организаторов за нарушение порядка проведения публичных мероприятий, ответственность за вред, причиненный участниками акций. Также не дождутся заявители решения по норме, предусматривающей в качестве одного из оснований прекращения публичного мероприятия — неисполнение организаторами обязанностей по обеспечению правил проведения.
Позже глава КС Валерий Зорькин сказал, что необходимость уведомления властей о митинге связана с необходимостью обеспечения безопасности самих участников мероприятия. Заявители, парламентарии от КПРФ и "Справедливой России", в свою очередь, считают, что таким образом власти превращают уведомление в процедуру разрешения, а такое чрезмерное регламентирование пикетирования может привести к его полной отмене.
Что касается численности митингующих, то, по словам В.Зорькина, само по себе превышение количества участников мероприятия не является достаточным основанием для привлечения организатора к ответственности, но может быть применено в случае действительного создания угрозы безопасности граждан. Ранее недовольные парламентарии оспаривали и это положение закона.
Но даже, кроме отклоненных претензий, суду есть, над чем еще подумать. Заявители оспаривают как целый ряд статей самого закона, так и сам процесс его принятия. По их мнению, при рассмотрении законопроекта в Госдуме не были проведены согласования с субъектами РФ. На прашлом заседании по делу заявители отмечали, что закон о митингах был принят законодателями в беспрецедентно короткие сроки. Время рассмотрения закона составило в 5 раз меньше, чем в случае соблюдения регламента. 10 мая проект был зарегистрирован, направлен в комитет Госдумы и принят к рассмотрению уже в течение нескольких часов.
Объясняя причину такой поспешности, один из заявителей Елена Мизулина сказала, что депутаты таким образом выразили реакцию на события массовых акций протеста в мае 2012г. и после думских выборов в декабре 2011г.
Среди отдельных изменений, внесенных в КоАП, депутаты усомнились в конституционности чрезмерного увеличения штрафов за нарушения порядка проведения публичных мероприятий, избыточного по продолжительности увеличения до 200 часов административного наказания в виде общественных работ, необоснованного увеличения до 1 года срока давности по административному правонарушению.
Принятый закон непосредственно коснулся и второго заявителя по делу — Э.Лимонова. В августе прошлого года суд признал писателя виновным в нарушении проведений акции на Триумфальной площади в Москве и запретил в дальнейшем выступать организатором подобных акций. Оппозиционер недоволен таким положением дел и хочет, чтобы Конституционный суд признал незаконным ограничение его прав. Кроме того, основной закон страны запрещает осуждать повторно за одно и то же преступление, при том как оспариваемые нормы допускают такую возможность. Также Э.Лимонов хочет оспорить распространение норм на лиц, которые привлекались к ответственности до их вступления в силу.