Перейти к основному контенту

Как сочетать вино и еду:
документальный фильм

Гармония вина и еды

Виноделы Кубани

Шефы и их блюда

Путешествие по краю

Санкт-Петербург и область⁠,
0

Молочные заводы оценили будущие потери из-за эксперимента правительства

Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс
Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс

С начала лета в России начнет действовать система обязательной маркировки молочной продукции. Как объясняют в Минпромторге, главная ее задача — защитить потребителя от нелегально произведенного или незаконно ввозимого в страну товара. Опрошенные РБК Петербург эксперты и участники рынка сходятся в том, что потребителю новая система пользы не принесет, однако вызовет существенный рост издержек в молочной отрасли. Уже в первый год затраты на систему маркировки в 1,5 раза превысят валовую прибыль всей молочной отрасли.

Цели и задачи

Идея маркировки ряда товаров ради снижения доли контрафакта появилась несколько лет назад. Распоряжением правительства РФ от 28 апреля 2018 года был утвержден перечень этих товаров. В него вошли табак, парфюмерия, различные предметы одежды, обувь, фототехника и пр. Распоряжением от 13 июля 2019 года в перечень были включены отдельные виды молочной продукции.

Как сообщил на недавнем совещании министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, производители молочной продукции начнут регистрироваться в новой системе маркировки с 1 июня. С 1 декабря 2020 года маркироваться будут продукты сроком годности свыше одного года, а с 1 марта 2021 года — сроком годности менее одного года, сообщает пресс-служба министерства.

С 1 декабря 2020 года маркироваться будут продукты сроком годности свыше одного года, а с 1 марта 2021 года — сроком годности менее одного года.

Цель введения маркировки молочной продукции — «обеспечение противодействия незаконному ввозу, производству и обороту отдельных видов молочной продукции, в том числе контрафактной, а также повышение собираемости таможенных и налоговых платежей», говорится в постановлении правительства.

Досадные дефекты

Комментируя идею чиновников, участники рынка указывают на целый ряд ее дефектов. Главный из них — отсутствие реальной проблемы с контрафактом, полагает генеральный директор ассоциации Союзмолоко Артем Белов. «Доля контрафакта в молочной отрасли стремится к нулю», — констатирует эксперт. «Проблема контрафакта не актуальна для молочной отрасли — никто не подделывает кефир или молоко. Это не алкоголь, не табак — просто невыгодно этим заниматься», — говорит коммерческий директор молочного завода «Пискаревский» Георгий Житмарев.

По данным Союзмолока, доля контрафакта (товаров, на которых незаконно размещены товарный знак, а также товаров без маркировки, предусмотренной законом) в молочной отрасли составляет менее 1%. Для сравнения, по оценкам Минпромторга, в сегменте обуви доля контрафакта достигает 30%. Доля нелегальной табачной продукции, по оценкам Nielsen, которые ранее приводил РБК, составляет 15,6%.

По данным Союзмолока, доля контрафакта (товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, а также товаров без маркировки, предусмотренной законом) в молочной отрасли составляет менее 1%.

В молочной отрасли гораздо острее стоит проблема фальсификата (продукции, свойства которой не соответствуют заявленным на упаковке), утверждает Артем Белов. Доля фальсифицированной продукции на молочном рынке достигает 20%, следует из данных Россельхознадздора.

Однако для борьбы с фальсификатом существует система электронной ветеринарной сертификации «Меркурий», напоминает Артем Белов. «Меркурий» позволяет отследить производственную цепочку от сырья до готового продукта. С осени прошлого года «Меркурий» стал обязателен и для производителей готовых молочных продуктов. «С учетом действующих в пищевой отрасли систем прослеживаемости: ЕГАИС, «Меркурий», документарной системы ФНС, четвертая дублирующая система абсолютно нецелесообразна и избыточна», — говорит Белов.

В молочной отрасли уже действуют три системы цифрового контроля. Создавать еще одну дублирующую систему нецелесообразно и избыточно, уверены участники рынка.

В Минпромторге, напротив, считают, что две системы дополнят друг друга. «Интеграция двух систем необходима для реализации сквозной прослеживаемости молочной продукции «от коровы до кассы», что позволяет потребителю быть уверенным в легальности приобретаемой продукции», — отмечали ранее в министерстве.

Кто заплатит

Участники рынка понесут существенные финансовые расходы на воплощение инициативы чиновников. По оценкам Союзмолока, в первый год затраты на систему маркировки в 1,5 раза превысят валовую прибыль всей молочной отрасли и составят не менее 61,3 млрд руб. В среднем расходы на одну линию составляют около 6,5 млн руб., подсчитали участники рынка.

По словам Георгия Житмарева, только из-за новых марок себестоимость продукции вырастет на 3%. Кроме того, по его словам, производителям молочных продуктов придется изменить технологию их доставки в розницу. Поскольку маркировку необходимо считывать с каждой упаковки, нужно будет использовать паллеты, что сделает доставку в 2,5 раза дороже. «В результате продукты подорожают на 10%. Это ляжет либо на покупателей, либо на поставщиков сырья, либо на производителей», — делает вывод Житмарев.

Однако переложить дополнительные затраты на покупателя молочной продукции будет сложно, поскольку спрос в отрасли последние годы демонстрирует отрицательную динамику. По данным АЦ Milknews, потребление молочных продуктов в России в 2019 году сократилось на 0,5% от уровня годом ранее.

Переложить дополнительные затраты на покупателя молочной продукции будет сложно, поскольку спрос в отрасли последние годы демонстрирует отрицательную динамику.

Технические сложности

Опрошенные РБК Петербург участники рынка указывают и на технические сложности в реализации проекта. «Никто не готов к новой системе — ни молочная отрасль, ни типография, ни машиностроение — у нас в России просто нет оборудования по нанесению и считыванию этих марок. Такое оборудование есть в Японии и Америке. Получается, мы им деньги отнесем?», — задается вопросом Георгий Житмарев.

«Идея системы маркировки преследует благие цели, однако сложность технической реализации, а также особенность сектора молочной промышленности создают неуверенность у игроков рынка в возможности реализации проекта», — говорят в пресс-службе Valio.

Пока же участники молочной отрасли все надежды возлагают на анализ результатов пробной эксплуатации системы маркировки. Как сообщил Артем Белов, до конца февраля должен быть подготовлен итоговый доклад, в рамках которого будет оценена целесообразность системы. «Мы от лица Союзмолока будем настаивать на том, что маркировка вообще не нужна, она просто нецелесообразна для отрасли, где нет проблем с контрафактом», — отметил эксперт в разговоре с РБК Петербург.

Справка

Введение обязательной маркировки молочных продуктов утвердил своим распоряжением в июле прошлого года Дмитрий Медведев. Согласно документу маркировке подлежат молоко и сливки, сухое молоко и сливки, кисломолочные продукты, молочная сыворотка, сливочное масло, сыры, творог и др. Однако сроки введения маркировки должны быть назначены дополнительно — по итогам тестовой эксплуатации системы. Тестовый период начался 15 июля 2019 года и должен был завершиться 29 февраля 2020 года, но Минпромторг продлил его до 31 мая 2020 года.

Авторы

Как сочетать вино и еду:
документальный фильм

Гармония вина и еды

Виноделы Кубани

Шефы и их блюда

Путешествие по краю

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама ООО “БОРК Импорт”

Лента новостей
Курс евро на 17 декабря
EUR ЦБ: 93,81 (+0,58)
Инвестиции, 21:17
Курс доллара на 17 декабря
USD ЦБ: 79,43 (-0,02)
Инвестиции, 21:17
«Фокус смещается на Восток»: Россия и международный рынок в 2025 году Радио, 21:30
Залужный предупредил о риске гражданской войны на Украине Политика, 21:29
Как развивается рынок систем аутентификации Отрасли, 21:28
Сверхсекретная база времен холодной войны: что посетить в Крыму РБК и ВТБ, 21:23
Над тремя регионами России сбили десять дронов Политика, 21:10
Психолог Асмолов: «Ключевой вопрос в развитии компании — поиск смысла» РБК и Сбер, 21:07
Как российский бизнес переходит к системной интеграции ИИ Отрасли, 20:59
Подведите итоги года правильно
с интенсивом от РБК
Пройти интенсив
В Белом доме назвали Маска «обдолбанным Носферату» из-за тяги к кетамину Политика, 20:53
Стал известен лучший футболист года по версии ФИФА Спорт, 20:46
В Совете Европы договорились создать орган по возмещению ущерба Украине Политика, 20:44
Столица делового туризма: почему Москва лидирует в тренде bleisure Тренды, 20:37
Какие перспективы у российского фондового рынка Отрасли, 20:30
NASDAQ попросила у SEC разрешения запустить почти круглосуточные торги Инвестиции, 20:29
Трансформация закупок: новые приоритеты российского бизнеса Отрасли, 20:29