На петербургском ресторанном рынке появится заведение нового формата
Один из лидеров петербургского рынка коммерческой недвижимости, компания FortGroup, откроет гастрономическое пространство City Food в принадлежащем ей ТРК «Сити Молл». Это будет один из первых в городе проектов в формате фудхолла. Эксперты считают концепцию FortGroup интересной, однако указывают на ряд ее недостатков, которые могут сказаться на экономической эффективности проекта.
Гастрономическая реконцепция
Как сообщили в FortGroup, под гастрономическое пространство отведено 4,5 тыс. кв. м на четвертом этаже ТРК «Сити Молл», который сейчас проходит обновление. В City Food 1,1 тыс. посадочных мест и около 30 операторов кафе и ресторанов. Дизайн проекта разработала студия DA.Architects. Инвестиции в него в компании не раскрывают, но эксперты оценивают сумму вложений в 100-150 млн руб.
Фудхолл — общественное и гастрономическое пространство, которое на одной площадке объединяет несколько самостоятельных авторских ресторанов с разными концепциями и кухней.
Часть операторов будущего фудхолла — давние арендаторы «Сити мола». Помимо этого, в City Food появится целый ряд новых игроков. В их числе «Пицца 22 см», OMO, «Бюро», «Лепим и варим», Lavanda Eclair, «Бабагануш», Tuk-Tuk, YODA Express, Ikigai and wine, Mad espresso и другие. Особенность концепции City Food — в том, что часть будущего пространства займут рестораны фаст-фуд — Carl’s Jr., McDonalds, KFC, «Теремок», Cinnabon. Как ожидается, средний чек в заведениях фудхолла составит от 250 до 1000 руб.
«Рынок еды, развлечений, fashion, электроники меняется. Всё переходит в разряд эмоций. Торговые центры сегодня конкурируют за время людей не только друг с другом, но и с театрами, и с музеями, и с путешествиями. …Чтобы они пришли именно к тебе, надо инвестировать в атмосферные штуки», — пояснил идею проекта управляющий партнёр компании FortGroup Максим Левченко.
Как ожидают в FortGroup, реконцепция ТРК «Сити Молл», частью которой станет появление нового гастрономического пространства, завершится уже в этом году и обеспечит прирост покупательского трафика более чем на 20%.
Справка
FortGroup — один из лидеров рынка коммерческой недвижимости России. Портфель компании насчитывает 15 торгово-развлекательных комплексов в Петербурге и Москве, а также бизнес-центр Fort Tower класса «А+» в Петербурге. Общая площадь активов компании превышает 1 млн кв. м. По данным СМИ, в числе бенефициаров Fort Group — Максим Левченко, Борис Пайкин, который ранее возглавлял ООО «Газпром Социнвест», и замредседателя правления «Газпрома» Валерий Голубев.
Медленный вход
Несмотря на успех фудхоллов в Москве, где подобные проекты сформировали новый тренд на рынке общепита, в Петербурге этот формат пока не развивается. Помимо City Food в городе готовится к открытию еще одно гастрономическое пространство со схожей концепцией. Оно должно открыться уже этим летом в результате реконструкции «Василеостровского рынка». На площади 800 кв. м будут работать 16 ресторанов из Петербурга и Москвы. В их числе вегетарианский «Зеленый сад», Pio Nero, Easy hummus и «Бюро». Также впервые в Петербург выходят столичные «Бо» (работает на Даниловском рынке и в фудхолле «Депо»), Avocado Point (работает на Усачевском рынке).
Ряд подобных проектов был анонсирован в прошлом году, однако некоторые инвесторы отказались от своих планов по экономическим соображениям. Так, управляющая компания ТК «Владимирский пассаж» не будет создавать фудхолл на своей территории, рассказал Артем Балаев, соучредитель компании «Агора. Гастроурбанистика», которая участвовала в проекте. Как сообщил директор по развитию ТК «Владимирский пассаж» Дмитрий Пирогов, проект заморожен на неопределенное время. «Мы видим колоссальный потенциал у формата фудхолла, но стоимость инженерной подготовки для действующих объектов недвижимости: электроэнергия, водоснабжение, вентиляция, получается слишком высокой, несопоставимой с первоначальными планами по инвестициям», — пояснил Пирогов.
Лекарство от стагнации
Для собственников торговых комплексов проекты в сегменте общепита — эффективный способ повышения покупательского трафика, считает соучредитель управляющей компании BS Art Development Group Александр Басалыгин. По его словам, это связано с падением доходов от сдачи в аренду торговых площадей. «В таких условиях кажется, что фудхолл может стать ключом к оздоровлению торгового центра, ведь все видят успех «Депо» в Москве. В последние годы рестораны и кафе — это, пожалуй, единственный драйвер, который продвигает наш рынок вперед», — говорит Басалыгин.
Стагнация в ретейле подтверждается и данными статистики. По информации Петростата, оборот в сфере общепита в январе–апреле 2019 года в Петербурге увеличился почти на 10% по сравнению с январем-апрелем годом ранее, в то время как оборот розничной торговли за этот же период вырос только на 2%.
Факторы риска
Однако участники рынка указывают на некоторые особенности проекта FortGroup, которые могут помешать его успешности. В частности, Артем Балаев, соучредитель компании «Агора. Гастроурбанистика», полагает, что фактором риска для будущего фудхолла в ТРК «Сити Молл» может стать его удаленность от центра города. «Для жителей Приморского района формат может показаться слишком необычным. Не случайно экзотические рестораны, например, с индийской, корейской кухней открываются обычно в центре города, а в спальных районах преобладают заведения с более привычной — японской и кавказской кухней», — говорит Балаев.
Схожую оценку дал Павел Штейнлухт, совладелец бара Terminal, кафе «Бекицер» и «Бабагануш». «Аудитория заведений общепита в спальных районах отличается от посетителей ресторанов в центре: все-таки в центр едут люди, готовые потратить час на дорогу ради вкусовых гастрономических впечатлений, а в спальных районах в основной массе людям это не нужно», — говорит Штейнлухт.
Еще одним риском для гастрономического пространства в «Сити Молл» является присутствие в нем заведений разного формата — ресторанов авторской кухни и сетей фаст-фуд, полагает Павел Штейнлух. Он напоминает, что Москве на Даниловском рынке нет McDonalds, KFC и других игроков сегмента фаст-фуд. «Такие операторы способны оттягивать на себя 60-70% трафика фудкорта. Неправильно считать, что «Бюро» и McDonalds не могут конкурировать за одного и того же посетителя. Платежеспособность петербуржцев невысока, все арендаторы фудхолла работают в сегменте от 200 до 500 руб., так что конкуренция между ними самая прямая», — говорит эксперт.