Неразумный шаг: почему «Газпром» тянет с запуском завода в Ленобласти
«Газпром» перенес срок запуска выборгского завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) с 2020 на 2021 год. Опрошенные РБК Петербург аналитики связывают перенос сроков с неблагоприятной ситуацией на рынке, когда СПГ «продается по ценам на грани рентабельности», и дефицитом судов для перевозки топлива.
СПГ для Балтики
Строительство завода началось в 2016 году. Речь идет о комплексе, включающем две линии сжижения СПГ мощностью в 1,5 млн т в год, подземный резервуар и плавучее хранилище газа на морском отгрузочном терминале. Строительством объекта занимается уфимская компания ООО «НИПИ НГ «Петон». Инвестиции в проект составляют 126 млрд руб.
СПГ из Ленобласти предполагается поставлять в Калининградскую область, которая сейчас получает топливо по газопроводу, проходящему через территорию Литвы. Таким образом «Газпром» рассчитывает обеспечить независимость Калининградской области от транспортировок газа через Прибалтику. Кроме того, продукцию нового завода планируется поставлять на бункеровочный рынок Балтики.
Первоначально «Газпром» планировал запустить производство в конце 2018 года, затем — в 2019 году. Потом сроки были перенесены на 2020 год. В последнем ежеквартальном отчете компания сообщила о переносе запуска на 2021 год. Причем проект уже находится в завершающей стадии. Так, в июне этого года «Газпром» сообщал, что сейчас ведется подготовка завода СПГ к эксплуатации.
Запоздалый проект
В самой компании очередной перенос сроков не объяснили. Аналитики указывают на несколько возможных причин принятого решения. Первая — техническая. «Подрядчик строительства, компания «Петон», обладает всеми компетенциями для реализации проекта, но объемы работ для него могут оказаться слишком большими. Поэтому для завершения проекта может понадобиться дополнительное время», — говорит Вадим Меркулов, директор аналитического департамента «Фридом Финанс».
Второй и более важной причиной того, что «Газпром» откладывает ввод объекта, аналитики называют сложную ситуацию на внешних рынках. «Завод по выпуску СПГ было решено строить на волне активного роста интереса к СПГ в условиях достаточно низкой конкуренции на европейском рынке: у США тогда еще был всего один экспортный терминал, а главными конкурентами в Старом Свете были Катар и российский «Новатэк». При этом цены на газ были высокими», — комментирует Алексей Антонов, главный аналитик «Алор Брокер».
Сейчас же, по его словам, ситуация в корне изменилась. Цены на СПГ во втором квартале упали на 30% по сравнению с показателями первого квартала 2020 года. Причин для этого много: снижение спроса в Европе на фоне теплой зимы, ускорившееся на фоне торговых войн «охлаждение» китайской экономики, рост предложения со стороны США и, конечно, пандемия, которая ударила по энергоемкому производству, сократив спрос на топливо, поясняет Алексей Антонов. «В текущих условиях, когда СПГ продается по ценам на грани рентабельности, наращивание его выпуска не выглядит разумным шагом, особенно если производство ориентировано на европейский рынок», — заключает аналитик.
Вадим Меркулов называет еще одну возможную причину переноса сроков сдачи завода СПГ. «Существует дефицит судов для перевозки СПГ. Одновременно с этим компания «Газпромнефть Марин Бункер» строит танкер-бункеровщик СПГ, источником газа для которого станет завод на КС «Портовая». Ввод судна-бункеровщика в строй намечен лишь на 2021 года», — поясняет он. Возможно, ввод завода СПГ планируется синхронизировать со сдачей нового танкера, отмечает эксперт.