Экс-глава Nokian Tyres в РФ: «После продажи компании изменилось многое»
В России завершается процесс ухода западных компаний, принявших такое решение после начала СВО. В большинстве случаев активы этих компаний были переданы или проданы российским менеджерам, и значительная часть сотрудников тоже перешла под их начало. Часть экспертов называют происходящий переход активов «большим переделом собственности», сравнимым с приватизацией в 1990-х; многие считают, что вместе с концентрацией средств производства в руках российских бизнесменов резко расширится предложение отечественных продуктов и услуг. И то, и другое мнение — не бесспорны. В цикле интервью «Большой переход» РБК Петербург обсуждает с новыми собственниками и топ-менеджерами детали и последствия процесса передачи активов.
В первом сюжете Андрей Пантюхов, глава Ikon Tyres (бывшего российского подразделения финского концерна Nokian Tyres, проданного в марте 2023 года «Татнефти») рассказывает о завершении локализации бизнеса после смены собственника. По его словам, компании с производством во Всеволожске удалось сохранить основной состав сотрудников, не останавливать работу завода и провести ребрендинг. Впрочем, сейчас завод с мощностью более 16 млн шин в год загружен незначительно, а компания, традиционно работавшая в премиальном и среднеценовом сегментах и полностью потерявшая возможность экспорта на Запад, не исключает возможность выхода в эконом сегмент.
Жизнь с новым акционером
— Что изменилось в компании после её продажи «Татнефти»?
— С одной стороны, изменилось очень много. То, что на поверхности и заметно для всех — это изменение названия компании, бренда, под которым мы производим свою продукцию. Сменился собственник. С другой стороны, по большому счёту всё остальное не изменилась. Осталась та же производственная площадка во Всеволожске, технологические процессы, рецептура, оборудование — мы работаем так же, как и в предыдущие годы, но в автономном режиме. Для этого в течение последнего года компания проводила большую программу локализации. И вот сейчас её основной этап завершён.
— В чём заключалась программа локализации? Что именно вы делали?
— Наша задача была обеспечить работу предприятия в автономном режиме после ее развода с бывшей материнской компанией. И это касается очень большого количества направлений деятельности — более ста различных проектов было включено в программу локализации. Например, нужно было выстроить работу по локализации сырья и материалов, настроить работу ИТ-систем, провести ребрендинг всей линейки продуктов.
«Если на начало года у нас было порядка 1600 человек, то сейчас около 1100. Эта оптимизация связана с тем, что мы в одночасье потеряли возможность экспорта в страны Европы и Северной Америки»
— Удалось ли сохранить коллектив без существенных сокращений?
— Оптимизация сотрудников летом 2022 года произошла. Если на начало года их было порядка 1600 человек, то сейчас около 1100. Эта оптимизация коснулась производства и была связана с тем, что мы в одночасье потеряли возможность экспорта в страны Европы и Северной Америки, на что приходилось две трети объёма нашей продукции. Даже в перспективе нескольких лет нам полностью не удастся возместить эти объёмы.
Но в целом удалось сохранить команду, начиная от управленческих кадров и заканчивая коллективом на производстве во всех функциональных направлениях. Средний трудовой стаж сотрудников в компании составляет больше 10 лет, а есть люди, которые работают с первых дней открытия завода.
— Есть ли у нового собственника своё видение развития компании и отличается ли оно от стратегии финской Nokian Tyres?
— Для «Татнефти» вход в шинный бизнес — это диверсификация бизнеса и более глубокое погружение в переработку продукции, в том числе, которая производится на предприятиях группы «Татнефть». Что касается новой стратегии, то мы сейчас её активно разрабатываем, не с нуля, конечно, но глубоко перерабатываем то, что было при финских собственниках. Всё-таки тогда мы были частью концерна и выполняли важную функцию с точки зрения поставок на другие рынки. Сейчас мы строим Ikon Tyres как независимую шинную компанию со своей стратегией, смотрим, в какие категории продукции, сегменты и на какие рынки нам стоит выходить.
— Если посмотреть на ваш сайт и на маркетинг, то у Ikon Tyres оформление бренда очень похоже на то, что раньше было при Nokian Tyres. А финны не против?
— Не могу ответить на этот вопрос, так как не знаю. В работе по ребрендингу и всем остальным направлениям по локализации мы внимательно относимся к юридическим аспектам и на 100% выполняем условия соглашений, которые были подписаны новым акционером и бывшей материнской компанией.
— Вы как человек, который чуть меньше двадцати лет работал в составе финской компании, сейчас поддерживаете контакты с финским офисом?
— Таких контактов давно не было.
«Для «Татнефти» вход в шинный бизнес — это диверсификация бизнеса и более глубокое погружение в переработку продукции, в том числе, которая производится на предприятиях группы «Татнефть»
Сокращение производства и поиск новых рынков
— Сколько шин Ikon Tyres произвёл по итогу 2022 года?
— Напомню, что номинальная мощность завода составляет 17 млн шин в год, по факту в предыдущие годы мы производили более 16 млн шин в год. В 2022 году во втором квартале объёмы производства существенно снизились. Конкретные данные я не могу раскрыть.
— А сейчас какая загрузка у производства?
— Завод работает 24/7, загрузка при этом незначительная, скажем так.
— Почему не получается работать на полную мощность — не хватает сырья или недостаточно спроса?
— Если мы исходим из того, что мощность завода составляет 16 млн шин, а российский вторичный рынок шин составляет 40 млн, и в этом году на уровне отгрузок производителей он даже меньше, вряд ли мы можем рассчитывать на долю рынка до 50%. Учитывая, что продукция компании сфокусирована в премиальном и в среднеценовом сегментах — на них приходится только примерно половина российского рынка. Имея продажи только на домашнем рынке, полностью загрузить завод невозможно. Поэтому мы планируем расширять нашу географию, направления бизнеса и рынки, на которых работаем. Сейчас большая часть производимой продукции остаётся на российском рынке, а также часть продукции поставляется в Казахстан и Республику Беларусь.
«Завод работает 24/7, загрузка при этом незначительная, скажем так»
— Не планируете ли вы выход в эконом-сегмент? В 2019 году вы говорили, что в этом сегменте низкая рентабельность.
— Мы рассматриваем совершенно разные опции и ничего не вычеркиваем. Но не могу подтвердить, что на сегодняшний момент такие планы есть.
— Как изменился ассортимент шин, которые вы производите во Всеволожске? Пришлось ли от каких-то продуктов отказаться?
— Мы сохранили право производства большинства тех моделей и зимних, и летних шин, которые поставляли на российский рынок. Но нам пришлось провести большую работу по ребрендингу. Причем это не только вопрос маркетинга, но и производства — с даты закрытия сделки в конце марта 2023 года завод не мог выпускать шины с маркировкой Nokian Tyres. Пришлось модифицировать, изготавливать новые пресс-формы, менять их на всём производстве. Сейчас производим под суббрендом Nordman шины среднеценового сегмента. Начиная с летнего сезона 2024 года, на рынок выйдут шины под новым якорным брендом Ikon. Нашу премиальную линейку мы сохранили с точки зрения модельного ряда. Но она будет переименована. То, что мы раньше называли Nokian Hakka сейчас будет называться Ikon Autograph — это наш новый премиальный суббренд, под которым продукция появится на рынке к летнему сезону 2024 года. Далее зимние премиальные шины тоже будут производиться под брендом Ikon Autograph, а не Hakkapeliitta, права на которые мы не получили по условиям сделки.
В перспективе также планируем отказаться от бренда Nordman и переименовать его в Ikon Character, так как на Nordman у компании не эксклюзивные права, а мы хотим постепенно переходить к собственным брендам.
Что происходит на рынке шин
— Что сейчас происходит на российском рынке шин?
— Если посмотреть на спрос, то можно сказать, что на удивление российский рынок шин находится в хорошей форме с точки зрения продаж дистрибьюторов и розничных сетей потребителям. Я ожидаю, что вторичный рынок шин в этом году даже несколько вырастет по сравнению с предыдущим. Со стороны продаж от производителей дистрибьюторам мы наблюдаем некоторую просадку, особенно в части зимних шин. Поскольку зимний сезон прошлого года оказался провальным в силу ряда факторов, это привело к очень высоким остаткам в системе дистрибуции по всем брендам. Когда такие остатки высокие, это неизменно приводит к корректировке объемов производителей на следующий год. При этом летний сезон 2023 года прошел великолепно, завершился с практически нулевыми остатками в системе дистрибуции. Это дает очень хорошую основу для роста на следующий год.
— Из-за ухода западных поставщиков, можно ли сказать, что конкуренция на рынке ослабевает?
— Я считаю, что- конкуренция не ослабевает. Из-за ухода западных игроков на рынке происходят фундаментальные изменения. Происходит консолидация. Мы видим, что увеличивается доля ведущих игроков за счет приобретения активов или за счет ухода других (например, группа S8 Capital Армена Саркисяна приобрела шинный завод немецкой компании Continental в Калуге и предприятия российского холдинга «Кордиант» в Ярославле и Омске — ред.). Мне кажется, эти процессы будут продолжаться еще некоторое время и в конечном итоге приведут к достаточно существенным изменениям в раскладе сил. Импорт западных производителей практически не работает — поставки по параллельному импорту не существенные; но он активно заменяется импортом из Азии, в первую очередь из Китая. За последние несколько лет Китай практически утроил свою долю на российском рынке. Это вызывает достаточно серьёзную озабоченность у локальных производителей. Здесь, конечно, очень много зависит от валютного курса, но в целом такая экспансия китайских шинных производителей на российский рынок — это уже факт.
«Из-за ухода западных игроков на рынке происходят фундаментальные изменения. Происходит консолидация»
— Вы считаете китайские шины конкурентоспособными на российском рынке?
— Конечно. Сейчас в России официально импортируется более ста китайских брендов. Им уже в значительной степени удалось нарастить свои объёмы продаж. Они конкурентоспособны в бюджетном сегменте, в котором себя позиционируют. Активное присутствие китайских брендов на рынке влияет на рынок в целом и оказывает влияние на конкуренцию.
— Но если вы выйдете в эконом-сегмент, то столкнётесь с прямой конкуренцией с китайцами?
— Да. На самом деле, некорректно говорить, что мы сейчас с ними совсем не конкурируем. Я могу себе представить потребителя, которому нужна бюджетная зимняя шипованная шина и он смотрит на самую доступную модель в нашей линейке Nordman и сравнивает её с китайскими шинами. Но всё-таки технологический разрыв между российскими и китайскими шинами остаётся достаточно существенным, особенно для зимних шин.
«Активное присутствие китайских брендов на рынке влияет на рынок в целом и оказывает влияние на конкуренцию»
— Как на вас влияют изменения на автомобильном рынке — резкое падение продаж новых авто в 2022 году и постепенно восстановление в 2023 году?
— Сильная ограниченность предложения и неадекватно высокий уровень цен влияют на увеличение срока эксплуатации автомобиля у одного владельца и его готовность лучше заботиться о своем автомобиле. Здесь важную роль играют шины. Поэтому мы видим достаточно высокий спрос на премиальные продукты со стороны владельцев не новых автомобилей.
— На рынке новых автомобилей происходит бум продаж китайских авто. Нет ли у вас опасения, что российскому потребителю, привыкшему ко всему китайскому, в том числе к купленному китайскому автомобилю, уже будет не до российских шин?
— Нельзя исключить, что какое-то привыкание к китайским шинам у потребителя возникнет. В то же время многие автомобили китайских брендов, которые продаются в России, проходят локализацию на предприятиях автопроизводителей России и эти предприятия закупают шины у отечественных производителей. Кроме этого, потребитель обычно покупает к автомобилю в первую очередь зимние шины и обращает внимание на технические характеристики. Мы в этом плане чувствуем себя достаточно уверенно. И более того, расширяем линейку размеров, чтобы наши шины подходили и для китайских автомобилей.
Как топ-менеджмент переживает сложные времена
— Была ли у вас возможность после 24 февраля 2022 года уехать в Финляндию и продолжить работать в финской Nokian Tyres?
— Я работаю с командой в России с 2004 года и для меня это очень большая часть жизни не только по продолжительности, но и по значению. В определенной степени завод во Всеволожске — это детище моё и моей команды, которое мы создали с нуля. Я не рассматривал для себя возможность оставить завод. И очень рад, что в такой непростой период для компании могу оставаться у руля, взять на себя ответственность и обеспечивать её устойчивое развитие, в том числе на долгосрочную перспективу.
— И всё-таки, финны делали вам предложение о релокации?
— Я бы предпочёл не комментировать.
— Вам не тяжело сейчас работать на нового собственника?
— Нет, у нас с акционером полное взаимопонимание, поэтому я не испытываю сложностей.
«Завод во Всеволожске — это детище моё и моей команды, которое мы создали с нуля. Я не рассматривал для себя возможность оставить завод»
— Что вам как руководителю помогает пережить трудные времена?
— Вера в то, что неопределенности и сложности рано или поздно закончатся и дальше можно будет смотреть в будущее, а не в прошлое. Ну и конечно управленческий опыт, который даёт понимание того, что и как нужно делать и в период фундаментальных изменений, чтобы эта вера реализовалась.
— Какие открытия в управлении бизнесом вы сделали для себя за последний год?
— Я лично понял, что даже если ты чего-то непосредственно не делал раньше, но обладаешь общим богатым профессиональным опытом и компетенциями, то можешь освоить что-то очень быстро и с нуля. Я бы никогда не подумал, что это возможно, но мы с командой за последний год сделали много вещей, которые раньше никогда не делали. Например, у нас не было R&D-отдела — всеми исследованиями и разработкой централизованно занимался головной офис в Финляндии. На лето прошлого года у нас во Всеволожске не было ни ресурсов, ни компетенций, чтобы заниматься этой работой. С осени мы начали создавать подразделение по исследованиям и разработкам с нуля и уже сейчас имеем мощный костяк этого коллектива. Благодаря ему продолжаем производить продукцию и занимаемся разработкой новых размеров и моделей шин на будущее. Для меня это яркий пример гибкости и адаптивности.
Повтор публикации от 10.10.2023