«Привился и умер?»: медики ответили на 7 аргументов «антиваксеров»
Около 40% жителей Санкт-Петербурге к середине ноября привились двумя компонентами вакцины от коронавируса. Такой процент вакцинированных глобально не влияет на распространение инфекции, заявили эксперты научно-технологической конференции Futuremed, прошедшей в Петербурге. По словам молекулярного иммунолога, научного сотрудника Института молекулярной биологии имени В. А. Энгельгардта Аполлинарии Боголюбовой, минимальный порог иммунизации для достижения коллективного иммунитета относительно первичного штамма COVID-19 — около 65%, относительно «дельта» штамма — более 80%.
С начала массовой кампании по вакцинации от «ковида» прошёл почти год, однако заметная часть петербуржцев по-прежнему не поддерживает идею привиться от COVID-19. Петербургские работодатели рассказывают о случаях, когда сотрудники увольняются и уходят из сферы, где введена обязательная вакцинация. Даже в ходе опроса, проведённого среди участников Futuremed (большинство из них — врачи, инфекционисты, молекулярные биологи), выяснилось, что 17% из всех участников конференции выступают против вакцинации.
На дискуссии «Вопросы «антипрививочников» к тем, кто за прививки» эксперты проанализировали, какие аргументы используют противники вакцинации, когда объясняют свою позицию, и привели к ним контраргументы. Примечательно, что никто из врачей не решился выступать на стороне «антипрививочников», вопрос от их лица задавал ведущий.
«НЕПРОВЕРЕННЫЙ ПРЕПАРАТ»
Аргумент 1: «Обычно вывод препаратов на рынок занимает гораздо больший срок — это разработка, доклинические исследования, длительные клинические испытания, оценка долгосрочных последствий. А с пандемий производители вынуждены выводить препараты на рынок очень быстро. Вакцины от коронавируса — экспериментальные препараты, непроверенные, которые приведут к тяжёлым последствиям в более длительной перспективе»
Антонина Обласова, биолог, директор АНО по поддержке и развитию вакцинопрофилактики «Коллективный иммунитет»: «Времени на испытания действительно было немного. Но, благодаря разработкам векторных технологий, которые уже были в стране, была возможность создать вакцину от коронавируса за несколько недель. По сокращенному пути, вне очереди, вакцины прошли (некоторые продолжают проходить — ред.) испытания.
Важно то, сколько денег было вложено в разработку вакцин. Потому что деньги — это скорость (они позволяют привлечь много ученых, которые будут разрабатывать и тестировать вакцину). Когда мы говорим о разработке какой-то обычной вакцины от болезни, которая с нами и так давно, денег на создание таких препаратов выделяется не так много; и этим занимаются какие-то отдельные ученые. С вакциной от коронавируса иначе. Когда все ученые мира накидываются на решение одной проблемы и у них есть ресурсы для этого, то получается совершенно другая картина».
По оценкам центра Гамалеи, создание вакцины «Спутник V» стоило 1,5 млрд руб.
«ЕСТЬ СМЕРТИ ПОСЛЕ ПРИВИВКИ»
Аргумент 2: «По данным разных Telegram-каналов, вследствие вакцинации погибает большое число людей. О том, что существуют случаи смерти после вакцинации от COVID-19, заявляют власти. Получается, вакцина не безопасна для жизни?»
Валентин Ковалев, врач-инфекционист, педиатр, врач кабинета специфической иммунопрофилактики Lahta Clinic: «Тут надо понимать, как ведётся статистика, как ведутся расследования поствакцинальных осложнений. У нас этим занимаются органы санэпиднадзора, учитываются все неблагоприятные последствия, которые произошли в период после вакцинации. Наше основное правило, которое не любят «антивакцинаторы», — «после» не значит «вследствие». Человек может привиться в инкубационном периоде, тяжело заболеть и умереть как от коронавируса, так и от другой инфекции. В таком случае вакцина просто не успела сработать. Также надо понимать, что полноценный иммунный ответ развивается через 40 дней после вакцинации. Если в этот период человек контактировал с коронавирусом и заболел, у него нет защиты. Такой человек может попасть в статистику [смертей после вакцинации] — и возникают различные сказки: «Человек привился, а завтра взял и умер. Несомненно, это случилось после вакцинации».
Антонина Обласова: «Приведу простой пример. В мегаполисах России ежедневно сто человек умирают от инсульта. Если мы привьём всех в одном городе, то сколько человек в день среди привитых будет умирать от инсульта? Если это тоже сто человек, то вакцина никак не повлияла. Сегодняшние исследования дают нам возможность утверждать, что прививка не вызывает аутизм, не вызывает ДЦП, не вызывают инсульта, потому что частота [смерти от этих болезней] не меняется после вакцинации».
«НЕ ИМЕЕТ СМЫСЛА»
Аргумент 3: «Вирус в популяции адаптируется к тому, как мы пытаемся с ним бороться и, кажется, эффективность вакцин от коронавируса непрерывно снижается. Может быть, эффективность уже снизилась настолько, что вакцины не имеют смысла?»
Валентин Ковалев: «Вакцина направлена на создание иммунитета к определенному белку коронавируса, который в принципе не изменен. Поэтому, несмотря на мутации самого вируса, мы видим довольно высокую эффективность препаратов. Например, с гриппом это не так. Этот вирус меняет белки, которые отвечают за иммунный ответ, каждый год. Поэтому каждый год создаётся новая вакцина, а перед этим анализируется сам вирус, который идёт с Южной Азии. У коронавируса же S-белок — это стабильная структура, она и не меняется, несмотря на появление новых штаммов».
«ГДЕ ГАРАНТИИ»
Аргумент 4: «Если вакцины эффективные, они должны давать гарантию, что человек не заболеет тяжело и не умрёт. Есть ли такие гарантии?»
Антонина Обласова: «Мы не можем дать прогноз для каждого конкретного человека. У непривитых в популяции шанс заразиться равен 100%, потому что рано или поздно мы с вирусом столкнёмся. Вакцинация снижает этот риск. Мы видим, что против заражения наши имеющиеся на сегодня вакцины, возможно, не так эффективны. Но эффективность вакцинации не только в предотвращении заболевания. Это ещё и предотвращение тяжелого заболевания, смертельного заболевания. И у нас есть другие вакцины, которые не спасают от заражения. Например, вакцина от туберкулёза всего лишь помогает младенцам не умереть от этой болезни. Мы не всегда можем создать идеальную вакцину, которая может защитить нас и от инфицирования, и от тяжёлого течения. Но мы можем предотвратить некоторое количество случаев. В среднем в популяции риск заразиться [коронавирусом] после вакцинации снижается на 70-90% — и это довольно много».
«ВЛИЯНИЕ НА ИММУНИТЕТ»
Аргумент 5: «Несмотря на пандемию коронавируса, другие инфекции остались и защита от них не менее важна. А мы уделяем внимание только «ковиду», в том числе, заставляя людей ревакцинироваться. Как такое количество антител от коронавируса в организме влияет на иммунную систему человека в целом? Как это влияет на защиту организма от других заболеваний?»
Валентин Ковалев: «Иммунная система — это довольно мощная саморегулирующая система. Многие иммунологи призывают вспомнить российскую вакцину АКДС (адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина — ред.), которая содержит порядка 3 тыс. различных антигенных белков. То есть, ребёнок в 3 месяца получает порядка 3 тыс. этих белков — и ни у кого не возникает мысли, что у него идёт перегрузка иммунной системы. Возьмём современные вакцины для детей, например, пентаксим — там порядка 15 антигенных белков. Вакцинация несомненно стимулирует работу иммунной системы, и наша иммунная система способна сталкиваться с большим количеством антигенов и адекватно вырабатывать антитела к каждому антигену. Поэтому то, что иммунная система как-то разрушится из-за вакцинации или ревакцинации от коронавируса — это просто страх.
Что касается пациентов с иммунодефицитом, то проблема не в том, что вакцинация вызовет у них усугубление иммунодефицита, а в том, что у них может быть недостаточного ответа на вакцину. Например, пациенты с болезнью Брутана просто не вырабатывают антитела, поэтому их можно вакцинировать каждый месяц — результата не будет никакого».
«МНЕ «КОВИД» НЕ ГРОЗИТ»
Аргумент 6: «Все пусть вакцинируются, а лично я не буду. Потому что у меня есть врожденный иммунитет против коронавируса. За эти два года я уже встречался с тремя людьми, которые в тот момент имели подтвержденный COVID-19, даже был с ними некоторое время в контакте и не заболел. Если я не болею, зачем мне вакцинироваться?»
Валентин Ковалев: «Я знаю многих врачей, которые за последние годы не болели, которые скептически относились к вакцинации. Они говорили: «Я каждый день принимаю пациентов с коронавирусом, я вожу людей на КТ и не болею». И недавно один такой врач только выписался из Пискарёвки (на Пискаревской улице расположен корпус инфекционной Боткинской больницы — ред.) и находится в совершенно разбитом состоянии. Думаю, выводы о вакцинации у него совершенно другие».
«ТЯЖЁЛЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ПОТОМСТВА»
Аргумент 7: «Я-то человек уже взрослый, я всё перенесу героически. Но если у меня родится ребёнок, вакцинация приведёт к тяжелейшим последствиям для него. Поскольку ещё никто не изучал, как эта вакцина скажется на здоровье детей в будущем».
Антонина Обласова: «Даже если мы не знаем каких-то подробностей о гипотетических, возможно, долгосрочных последствиях вакцины, то мы выбираем не между абсолютной безопасностью и реализацией вот этих гипотетических рисков. Мы выбираем между тем, чтобы заболеть и совершенно точно получить риски сейчас и, возможно, в будущем; и вакцинироваться, защитив себя сейчас, и получить какие-то маленькие скромные риски после вакцинации.
Все вакцины от «ковида» — не живые, они в организме не размножаются, не вызывают инфекционного процесса. А коронавирус, который попадает в нос, он размножается, распространяется по всему организму. И в матке, и в яичниках ему очень понравится, так как там есть клетки с рецепторами, через который он может пробраться. Вакцина туда не проникает. Потому что мы вводим её внутримышечно, и мы не размножаемся дельтовидной мышцей. Более того, аденовирусы, которые используются в векторной вакцине, не умеют встраивать свою генетическую информацию в геном клетки, которую они заражают. Мы как раз и пользуемся особенностью этих вирусов — одалживаем у них оболочку, чтобы доставить информацию о «ковиде» в организм и получить антитела».
Справка
Futuremed — ежегодная научно-технологическая конференция, посвященная новым достижениям в медицине. В этом году доклады ученых и врачей были посвящены вакцинации, иммунитету, генетике и социально-психологическому настроению в обществе. Организатором конференции выступает медицинская компания «Инвитро».
Повтор публикации от 12.11.2021