Перейти к основному контенту
Истории года ,  
0 

Как компания из деревни под Петербургом выпустила аналог финской техники

Завод HappyChief стал одним из первых в России реализованных проектов создания производства технологически сложного оборудования для ресторанов, столовых и пищевой промышленности.
Олег Титов
Олег Титов (Фото: РБК Петербург )

В минувшем году частная инициатива продолжала развивать Петербург. Нужна особая предпринимательская смелость, чтобы двигаться в плотном тумане неопределенности, когда все факторы, влияющие на бизнес, резко изменились. Стратегия «лечь на дно», заморозить любую активность до лучших времен, выглядела самой логичной. Но энергичные люди рисковали, развивали проекты и запускали новые. Кому-то удалось и расширить собственные позиции на рынке, и поддержать других — потребителей, смежников, отрасль — новыми продуктами и технологическими решениями.

Сфере некоммерческих проектов, где объем «свободных» денег компаний и граждан, выделяемых на благотворительность, сократился, а число людей, нуждающихся в помощи, возросло, тоже было непросто. Но инициативность и способность к коллективным действиям отчасти компенсировала дефицит финансов — люди объединялись в проектах оказания помощи, делая их результативными.

В цикле публикаций «Истории года» РБК Петербург собрал примеры нестандартных коммерческих проектов и социальных инициатив, которые внесли свой вклад в развитие технологий, рынков и социума. Эти истории иллюстрируют время, позволяя судить о том, какие технологические и организационные решения работают в новых условиях.

Одна из историй года, привлекших внимание редакции — кейс компании «Хэппишеф» (HappyChief) из деревни Заневка Всеволожского района Ленобласти, сумевшей выпустить российский аналог высокотехнологичного финского оборудования.


Время и условия

Завод «Хэппишеф» производит холодильные, морозильные и тепловые столы, линии раздачи и другое сложное технологическое оборудование для ресторанов, столовых и пищевых производств. Это одна из наиболее импортозависимых сфер; большинство российских кафе и ресторанов работает на технике из Западной Европы. Собственно, компания «Хэппишеф» изначально, как рассказал ее основатель и генеральный директор Олег Титов, тоже занималась поставками финского оборудования, но затем решилась делать собственное. В итоге ей удалось заместить для целого ряда заказчиков ресторанное оборудование производителя Porkka Festivogroup, который работал в России под брендом Skycold. «Российская альтернатива хорошего финского холода», — сказал о компании один из экспертов.

По словам Олега Титова, речь пока идет о грамотном копировании импортной техники. Однако пример «Хэппишефа» подтвердил: бизнес-модель, эффективность которой когда-то была доказана японцами, а затем — «азиатскими тиграми» и Китаем, применима и в России. Момент для ее реализации наступил как нельзя более удачный — из-за санкций доступ российских рестораторов к европейскому оборудованию и комплектующим стал проблематичным.

Пример «Хэппишефа» подтвердил: бизнес-модель, эффективность которой когда-то была доказана японцами, а затем — «азиатскими тиграми» и Китаем, применима и в России.
Пример «Хэппишефа» подтвердил: бизнес-модель, эффективность которой когда-то была доказана японцами, а затем — «азиатскими тиграми» и Китаем, применима и в России.

В прошлом году Олег Титов вышел на новый для себя рынок, где возникли условия, аналогичные тем, в которых находятся игроки рынка общепита. Компания начала производить оборудование для медицины и уже получила первый результат — создала шкаф для стерилизации эндоскопов.

Секрет успеха

18 лет назад выпускник финансово-экономического института Олег Титов переехал жить в Финляндию и устроился работать в компанию, производящую оборудование для ресторанов и пищевых производств. Молодого специалиста из России взяли работать в продажи, технические тонкости ему пришлось изучать «со стороны продаж». И так как финский бренд был востребован у российских заказчиков, Титова отправили на родину. Здесь он открыл ООО «Хэппишеф» — для продажи финского оборудования.

Но уже в 2014-ом году был создан бизнес-план по запуску производства на основе финских технологий. В 2015 году завод открылся. Тогда планировалось, что финны войдут в состав учредителей компании, но этого не случилось. Основным владельцем и генеральным директором завода стал Титов. Завод занимает 3 тыс. кв. м, штат предприятия насчитывает 95 человек, оборот составляет 350-400 млн руб. в год.

«В момент запуска я очень осторожно относился к быстрому взрывному маркетингу, — говорит Олег Титов, — что якобы мы предлагаем продукцию класса люкс — как у производителей из Европы. Мы хотели, чтобы отзывы пошли от клиентов, и не позиционировали себя именно как финское предприятие. Хотели прощупать почву. Вот сейчас не боимся сравнивать свою компанию с любым европейским производством и ставить свою продукцию в один ряд с ведущими мировыми брендами». «Наш успех в том, что мы грамотно используем финские технологии, ведь финские инженеры помогали запускать производство — жили здесь продолжительное время», — добавляет он.

Полноценно заменить качественный продукт можно только с использованием технологий и опыта ведущих мировых производств, уверен Олег Титов.
Полноценно заменить качественный продукт можно только с использованием технологий и опыта ведущих мировых производств, уверен Олег Титов.

Полноценно заменить качественный продукт можно только с использованием технологий и опыта ведущих мировых производств, уверен Олег Титов, поскольку даже самая мелкая, на первый взгляд, несущественная деталь может повлиять на результат. «В нашем случае это удалось, потому что мы отработали все процессы шесть лет назад, — рассказывает Титов. — Станки были закуплены за рубежом. Некоторые станки, формы были сконструированы индивидуально, специально под наши нужды. Наш персонал проходил обучение на зарубежных предприятиях».

Начать с копирования

Завод выпускает холодильные и морозильные столы примерно 20 разновидностей. В процессе запуска сейчас — производство холодильных шкафов, камер и др. По словам Олега Титова, есть группа клиентов с повышенным интересом к нестандартным изделиям. Этого требуют, например, особенности помещений для кухни ресторанов.

Делают в Заневке и тепловые столы — для хранения тарелок и готовых блюд. И в разработке — линии раздачи, а также новые разновидности холодильных шкафов и камер, морозильных шкафов.

На вопрос, почему компания не выпускает более сложного оборудования для ресторанов (например, пароконвектоматов или плит), Олег Титов отвечает, что в чрезмерном расширении номенклатуры нет смысла, поскольку инвестиции в такое расширение могут оказаться значительными, а займы и кредиты в России слишком дороги.

«Пока мы отстаем от европейских производств, которые работают по 60-70 лет, и в условиях санкций быстро сократить этот разрыв не получится», — говорит Олег Титов. Он не исключает, что пароконвектоматы — возможно, дело будущего.

«Многие говорят про Китай как альтернативу в поставках оборудования, и частично, если речь идет о несложном продукте, они правы. Но уровень качества сложного технологического продукта в сегменте HoReCa в Китае по-прежнему низок», — считает основатель «Хэппишефа».

Нужен ли полный цикл?

Дешевые и качественные комплектующие для пароконвектоматов и плит, в России не производятся и не будут производиться в ближайшие годы, утверждает Олег Титов. «Это как производство автомобиля — одна компания делает фары, другая — аккумуляторы, третья — сиденья. Мы очень надеемся, что у нас останется доступ к комплектующим ведущих мировых компаний. Частично комплектующие, конечно, производятся в России, но Европейского уровня качества сейчас сложно достичь.

В России есть примеры заводов советского времени, которые были созданы как производства полного цикла. «Там производили все — от резинок до компрессоров. Но их уровень качества весьма низок, а экономическая целесообразность сомнительна», — считает совладелец «Хэппи Шефа».

Тонкости китайской кухни

Пока «Хэппишефу» удается возить комплектующие из Европы. В частности, речь идет французских компрессорах, итальянских испарителях и т.д. Чтобы ввозить комплектующие из азиатских стран (прежде всего из Китая), на заводе расширили лабораторию, которая занимается контролем качества поставляемых деталей, тестирует их. «С Китаем может быть так, — рассказывает генеральный директор, — три партии будут нормальными, а четвертая — нет. И мы столкнемся с тем, что какая-то деталь выйдет из строя через 2-3 месяца работы, но массово. Конечно, китайцы заплатят за это, и мы сможем отправить продукцию обратно, но это будет удар по нашей репутации, которая, безусловно, повлияет на сбыт».

На производстве создали испытательный стенд и используют его для контроля изделий. На заводе в Китае тоже есть такой стенд. «Но мы это делаем после их контроля. Прислушиваемся к подшипникам, смотрим на вибрацию», — говорит Олег Титов.

«Выходной контроль у нас максимально жесткий. Тестируем каждое изделие в рабочем режиме по несколько дней, записываем диаграммы, все данные по каждой единице оборудования храним в базе», — рассказывает он.

«Обучили специалиста — а он пропал»

За последнее время в ресторанной отрасли ощущается спад в 20-30%, оценивает Олег Титов. Особенно заметным он стал с началом частичной мобилизации. «Произошли значительные события на рынке, идет передача больших сетей от одних собственников другим, открытия новых объектов приостановлены, — рассказывает он, — рестораторы снижают инвестиции, пересматривают планы».

Что касается персонала компании Happychef, то это в основном сотрудники призывного возраста; часть из них уехала на фронт добровольцами, а есть те, кто получил повестки, но пока не призван. В ноябре прошлого года, «около 10 человек отсутствовали на рабочих местах в связи с мобилизацией», — отмечал Титов. Прогнозировать потери компании вследствие этих процессов сложно, так как неопределенность остается высокой. «Для меня как для учредителя предприятия — это сложная ситуация: обучили специалиста, а он пропал», — говорит бизнесмен.

Новых сотрудников предприятие набирает постоянно — из Петербурга и Ленобласти, из других регионов России, из Белоруссии. Олег Титов лично провел более 1000 собеседований.

Перспективная ниша

Сейчас спрос на рынке пищевого оборудования и оборудования для ресторанов после введения санкций удовлетворяется с помощью трех основных схем.

Первая из них — попытки закупать оборудование в обход санкций с использованием параллельного импорта. Вторая — поиск новых поставщиков в Азии — в том числе, Китае, а также в Турции.

Третья — производство оборудования внутри России. Это ниша имеет значительный потенциал роста, поскольку в стране есть крупные сети общепита, которые в перспективе могут создать устойчивый спрос на продукцию отечественного производства, полагает Михаил Корин, основатель группы компаний «Трапеза», одного из старейших российских производителей пищевого оборудования, у которого есть заводы в Петербурге и Тверской области.

«Крупные сети — «Вкусно и точка», «Бургер Кинг» и KFC — пока работают на американском оборудовании, но компании из США отказались с ними сотрудничать, — рассказывает Михаил Корин. — Поэтому мы ведем переговоры о замене их оборудования на российское. Разрабатываем сейчас основное оборудование, а вспомогательное делаем для них уже давно. Сеть «ДоДо», к примеру, у которой более 800 точек в РФ, полностью перешла с американских печей на наши», — говорит основатель «Трапезы».

По итогам 2021 года (данных за 2022 год пока нет) доля российских производителей пищевого оборудования на рынке достигала 44%. Для полноценного развития российского производства нужен некоторый протекционизм со стороны государства, уверен Олег Титов. Речь, по его словам, идет об отмене таможенных пошлин на комплектующие и наоборот — введении пошлин на товары, которыми страна может обеспечить себя сама.

Опирались на европейскую науку

Как компания из деревни под Петербургом выпустила аналог финской техники
Александр Сошилов, генеральный директор компании «Деловая Русь» (крупный поставщик оборудования для ресторанов и пищевых производств):

«Производство компании «Хэппишеф» возникло до того, как в России появились трудности с импортом. Они сумели запустить завод, который дал конкурентные решения по стоимости и срокам доставки. Но надо понимать, что это не оборудование для масс-маркета, а, скорее, для решения нишевых задач или для тех, кто уделяет должное внимание вопросу эксплуатационной стоимости оборудования. И «Хэппишеф» предложил к такой технологии лучший доступ — в этом и есть их заслуга.

Стоит отметить, что заказчики все больше начинают ценить, когда поставщики находятся ближе к точкам эксплуатации. Географическая близость делает их услуги доступнее, а также снижает необходимый объем инвестиций в бизнес по производству такого оборудования.

Однако мы не можем и не должны стремиться к тому, чтобы заместить все. На изделия, которые сложнее, чем холодильные столы, нужно потратить многие годы, чтобы довести их до уровня ведущих мировых компаний. К ним относятся, например, блендеры, овощерезки, микроволновки, отчасти комбинированные печи — там много деталей со сложными сплавами и технологиями.

То, что сделал «Хэппишеф» — непростой шаг, но так сошлись звезды. Их производство было спроектировано европейцами, и именно на европейскую науку опирались создатели компании».

Повтор публикации от 13.01.2023 

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице 

с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения 

для семей с детьми

Видовые квартиры 

в высотных башнях

Варианты с мебелью 

и встроенной техникой

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.



 

Лента новостей
Курс евро на 14 декабря
EUR ЦБ: 109,01 (-1,47)
Инвестиции, 18:37
Курс доллара на 14 декабря
USD ЦБ: 103,43 (-0,52)
Инвестиции, 18:37
Зурабишвили назвала предстоящие выборы президента Грузии пародиейПолитика, 23:23
«Страна» узнала, что Макрон предложит ЕС отправку войск на УкраинуПолитика, 23:17
Аргентинский президент получил итальянское гражданствоПолитика, 23:02
Левый берег Астаны остался без света из-за кражи кабелейОбщество, 23:01
Какой счет лучше открыть инвесторуРБК и ПСБ, 22:59
WP рассказала о «тихой роскоши» семьи АсадаПолитика, 22:49
Эксперты оценили блокировку Viber в РоссииПолитика, 22:37
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Как раскрыть потенциал своих детейРБК и ГК «Родина», 22:30
NBC узнал о желании Трампа завершить конфликт на Украине «в первый день»Политика, 22:06
Российские экспортеры приостановили поставки пшеницы в СириюБизнес, 21:50
Как устроены энергетические гиганты РоссииРБК и Россети, 21:40
Отец футболиста сборной Германии признался, что подделал возраст сынаСпорт, 21:37
В Госдуме объяснили блокировку ViberПолитика, 21:36
На прямую линию Путина запретили приносить большие флаги, плакаты и дроныПолитика, 21:34