Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Засады не помогут: в лесах под Петербургом растут свалки строймусора

Фото: Интерпресс / PhotoXPress.ru
Фото: Интерпресс / PhotoXPress.ru

Власти Ленобласти пообещали начать решительную войну с незаконными свалками. Эта экологическая проблема мучает все российские регионы, с ней пытаются бороться на протяжении многих лет, но особых успехов достичь не удается. Как говорят эксперты, причина — в сложности этой проблемы; на нее влияет целый набор факторов, справиться с которыми объективно очень непросто, а государство не прикладывает к этому достаточных усилий.

Засады не помогут: в лесах под Петербургом растут свалки строймусора

Подробнее о катастрофической проблеме незаконных свалок РБК Петербург рассказал Юрий Шевчук, председатель Экологического совета при губернаторе Ленобласти и Северо-Западной межрегиональной экологической организации «Зеленый крест»:

«Основной объем незаконных свалок составляет строительный мусор. Это обломки разрушенных зданий, грунты, вынутые в ходе инженерной подготовки территории под строительство, это могут быть и вывезенные со стройки без оформления твердые коммунальные отходы (ТКО), которые образовали рабочие.

Главная проблема строительного мусора связана с его переработкой. Если про переработку ТКО почти все понятно, то с переработкой строительных отходов имеет место большая неопределенность. Эту неопределенность я считаю основной причиной образования незаконных свалок.

Сейчас более или менее налажена система переработки лишь отдельных фракций строительных отходов. Работают технологии обезвреживания грунтов, переработки шифера и рубероида, битое стекло сдают на переработку. Есть хороший спрос на битый кирпич — лесозаготовители его используют для прокладки лесных дорог, поэтому на свалки он практически не попадает.

Но основная масса строительных отходов не поддается экономически рентабельной переработке, хотя и содержит полезные фракции. Например, нет приемлемых технологий переработки железобетона. Теоретически можно выделить из него металл, а из бетона методом дробления изготовить щебень. Но на практике такие технологии нерентабельны — щебень получается низкого качества, выделять металл стоит дорого и в результате затраты не окупаются. В Москве по разным оценкам каждый год в сфере строительства образуется от 1,5 до 2 млн тонн строительных отходов. Из них во вторичный песок и щебень перерабатывается от 70 — 80 тысяч тонн. Остальные вывозятся на полигоны захоронения строительных отходов, обычные свалки или выбрасываются где попало — в лесах, оврагах, болотах и прочих местах.

«Но основная масса строительных отходов не поддается экономически рентабельной переработке»

Раньше строительные отходы использовались для отсыпки берегов. Например, после войны огромную массу обломков разрушенных зданий вывезли на остров Голодай. С тех пор сильно изменилось экологическое законодательство — и сейчас запрещено использовать строительные отходы для отсыпки. Их теперь следует вывозить на специализированные полигоны.

Раньше хватало единственного полигона, который назывался «Промотходы». Но он переполнился, и участки для строительных отходов стали создавать на территориях некоторых полигонов ТКО. Кроме того, отходы строительных грунтов начали использовать для подсыпки при захоронении ТКО — в качестве противопожарных слоев, чередующихся со слоями ТКО на полигонах. Эта технология предотвращала прогорание (при пожарах) полигонов вглубь. Сейчас такой способ утилизации строительных грунтов затруднился, поскольку законодательство требует применять для пересыпки достаточно чистые грунты.

В результате мы сейчас пришли к тому, что санитарные нормы запретили использовать строительные отходы по-старому. А как их использовать по-новому, мы не знаем. Нужно разрабатывать новые адекватные технологии их переработки, а пока их нет, можно наверно создавать для строительных отходов новые специальные полигоны. Экологический вред от них большим не будет — строительные отходы не пахнут, чайки не будут стаями на них гнездиться. Однако такие полигоны не создаются.

Между тем, обращение со строительными отходами представляет серьезную проблему само по себе, даже вне зависимости от проблемы незаконных свалок. Строительные отходы (вместе с промышленными) составляют основную долю всех отходов. В нашем регионе (на территории Петербурга и Ленобласти) — это, считая и «метростроевские» грунты, 8 млн тонн ежегодно. А бытовых отходов образуется максимум 3 млн тонн. Обращению с бытовыми отходами, ТКО, посвящена мусорная реформа, создано специальное законодательство, введен институт региональных операторов. Строительных отходов все это не касается — они регулируются старыми законами и правилами. В результате проблема загнана в тупик. Отечественных машин, перерабатывающих все строительные отходы без «хвостов», мало, импортные — дороги; «вторичные» щебень и песок, получаемые в дробилках, дорожают вместе с повышением стоимости топлива и, в отличие от ситуации в Европе, по стоимости не конкурируют с естественными щебнем и песком.

«Санитарные нормы запретили использовать строительные отходы по-старому. А как их использовать по-новому, мы не знаем»

Социально ответственные, добросовестные строители заключают договоры на утилизацию своих строительных отходов непосредственно с полигонами. В таких случаях перевозчики вынуждены везти отходы не в лес, а на полигон, потому что они получают плату, только если полигон подтвердит доставку отходов.

Но тут существуют две серьезные проблемы. Во-первых, везти по большому счету некуда — на действующих полигонах ТКО мест для строительных отходов уже почти не осталось. А жители все активнее выступают против создания новых полигонов.

Вторая проблема связана с тем, что для перевозки строительных отходов лицензированные мусоровозы не нужны — их перевозят в обычных грузовиках, которыми владеют не только крупные, лицензированные транспортные компании, но и малый бизнес и даже обычные граждане, не оформленные в статусе ИП.

Поскольку переработка не налажена, везти фактически некуда, а перевозить можно обычными грузовиками, о которых власти ничего не знают (они зарегистрированы только в ГИБДД), то многие строители, ремонтники, да и жители, самостоятельно строящие или ремонтирующие свои дома и квартиры, нанимают таких владельцев грузовиков, платят им наличными и те везут куда хотят — зачастую в лес. Вот основной механизм образования незаконных свалок. И, кстати, введенная недавно в Ленобласти обязанность мусоровозов иметь QR-коды в нашем случае не поможет — просто потому, что строительные отходы спецтранспортом не возят.

Проблема незаконных свалок обусловлена неурегулированностью вопроса утилизации, или даже шире — системы обращения — строительных отходов. Глупо все валить на недобросовестных, жуликоватых строителей и граждан. Государство фактически само вынуждает их жульничать — потому что не создало нормальную систему обращения со строительными отходами. Большинство людей настроено прагматично — если цивилизованно себя вести сложно, требуются большие усилия, а нецивилизованное решение проблемы гораздо проще и почти не наказуемо, то люди выберут второе.

«Глупо все валить на недобросовестных, жуликоватых строителей и граждан. Государство фактически само вынуждает их жульничать»

Намерение создать в Ленобласти специализированную экологическую милицию я, конечно, приветствую, но не считаю, что она решит проблему незаконных свалок. Можно устраивать засады на существующих незаконных свалках (их расположение известно), ловить и штрафовать перевозчиков и их заказчиков. Но, во-первых, это не гарантирует от образования новых свалок, а во-вторых, мы по опыту знаем, что борьба с преступлениями только методом репрессий малоэффективна, особенно в подобных ситуациях, когда нормальной альтернативы у граждан нет. Нужно устранить главную причину, побуждающую граждан совершать преступления.

До тех пор, пока не будет создана адекватная система обращения со строительными и промышленными отходами, заключающаяся в их стопроцентной переработке с образованием товарного продукта, незаконные свалки будут существовать».


Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции

Подготовил: Владимир Грязневич

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 27 ноября
EUR ЦБ: 110,49 (+1,62)
Инвестиции, 07:56
Курс доллара на 27 ноября
USD ЦБ: 105,06 (+1,27)
Инвестиции, 07:56
Занятия в школах Улан-Удэ отменили из-за непогодыОбщество, 11:01
В ЦБ увидели «обходные схемы» дружественных инвесторов со счетами типа СФинансы, 11:00
Курс доллара на Форекс превысил ₽108 впервые с марта 2022 годаИнвестиции, 10:55
Россия пообещала меры в ответ на закрытие бюро «Первого канала» в ФРГПолитика, 10:54
Как российский биотех перешел на отечественную платформу аналитики данныхРБК и СберАналитика, 10:47
Что такое социальный вклад и счет для малообеспеченных гражданИнвестиции, 10:45
BMW, Audi и Mercedes отчитались о падении прибылиАвто, 10:43
Скидки на подписку до 60%
Максимальная выгода до 2 декабря
Купить со скидкой
Власти Самарской области проверят игры «Крыльев Советов» на коррупциюСпорт, 10:41
AFP узнало о готовности ХАМАС пойти на перемирие с ИзраилемПолитика, 10:39
В Благовещенске ввели режим ЧС из-за «бури столетия»Общество, 10:36
4,6 млн самозанятых не формируют пенсию: почему важно начать это делатьИнвестиции, 10:35
Правящая партия Грузии выдвинула в президенты чемпиона России по футболуПолитика, 10:34
На IX Международном форуме Финуниверситета обсудили пути развития НЭП 2.0Отрасли, 10:32
Индекс Мосбиржи опустился ниже 2450 пунктов впервые с 31 марта 2023 годаИнвестиции, 10:32