Один из крупнейших заводов Петербурга оказался на грани банкротства

Петербургское АО «Балтийский завод», входящее в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), закончило 2024 год с прибылью, но из-за накопленных убытков прошлых лет и серьезной долговой нагрузки «имеется высокая вероятность банкротства», говорится в годовом отчете предприятия (есть в распоряжении РБК Петербург). Документ подписан генеральным директором АО Александром Коноваловым. В 2010-х годах предприятие уже находилось под внешним управлением.
Согласно финансовой отчетности, завод в минувшем году получил рекордную для себя выручку — 31,4 млрд руб. Это в 1,5 раза больше, чем в 2023-м (21,1 млрд). Чистая прибыль составила 3,659 млрд руб. против убытка 18,98 млрд в позапрошлом году.
Чистые активы стали отрицательными
Вместе с тем непокрытый накопленный убыток прошлых лет на 1 января 2025 года составил 32,2 млрд руб., то есть превышает годовую выручку. Сальдо денежных потоков (разница между поступлением средств и расходами на текущую деятельность) было отрицательным как в 2023 году (–4,3 млрд руб.), так и в 2024-м (–6,4 млрд). Величина чистых активов также является отрицательной (–2,9 млрд руб. на 1 января 2025 года), и «указанное положение сохраняется более трех лет», отмечается в документе. Рентабельность активов (2,9% за последний год) признана в нем низкой.
Аудитор Балтийского завода — АО «Аудиторская фирма «Уральский союз» — в своем заключении также обращает внимание на накопленные убытки, устойчивое отрицательное сальдо денежных потоков и низкую рентабельность. Все это говорит о «значительных сомнениях в способности АО продолжать непрерывно свою деятельность, и, следовательно, в том, что АО может реализовать активы и выполнить свои обязательства в ходе обычной деятельности».
Свое финансовое положение руководство Балтийского завода объясняет общей ситуацией в судостроении. «Для отрасли характерна высокая зависимость от заемных средств, что связано со спецификой деятельности — высокими издержками, большими объемами закупок судового комплектующего оборудования и материалов, а также длительными производственными циклами строительства. При этом возникшие в предыдущие исторические периоды юридические проблемы и экономические дисбалансы дополнительно и существенно усилили потребность в использовании заемных и кредитных средств, а высокая процентная ставка по кредитам, а также нерешенные проблемы ценообразования на продукцию по государственному оборонному заказу негативно повлияли на финансово-экономическое состояние», — говорится в отчете.
Согласно бухгалтерскому балансу, заводу в прошлом году удалось резко (в 4,5 раза) снизить объем долгосрочных (более года) банковских кредитов — до 2,4 млрд руб. Одновременно почти в 1,5 раза — с 8,2 млрд до 11,8 млрд руб. увеличились краткосрочные заимствования.
Федеральный бюджет в 2024 году Балтийский завод не поддерживал. Предприятие получило от Социального фонда РФ 31,1 млн руб. на профилактику производственного травматизма и 12,5 млн руб. в рамках петербургских программ поддержки бизнеса.
Убытки больше не планируются
Вместе с тем, отмечается в отчете, на заводе реализуется программа финансового оздоровления, включающая в себя сокращение издержек и административно-управленческих расходов. Она призвана повысить рост операционной эффективности и повысить финансовую устойчивость предприятия. Согласно направленному на согласование в ОСК финансовому прогнозу, Балтийский завод должен выйти на безубыточность уже в нынешнем году. В 2025-м руководство АО рассчитывает получить чистую прибыль 5 млрд руб., в 2026-м — 2,4 млрд, в 2027-м — 3,8 млрд., в 2028-м — 5,3 млрд.
АО «Балтийский завод» строит, в частности, для ФГУП «Атомфлот» универсальные атомные ледоколы проекта 22220 («Арктика», «Сибирь» и «Урал» уже эксплуатируются), которые стали самыми мощными в мире. Их задача — обеспечить круглогодичную навигацию в Арктике. В нынешнем году планируется закладка шестого серийного атомохода проекта, а с 2028 года — еще двух. «Атомфлот» строит также на заводе многофункциональное судно проекта 22770 для технологического и технического обслуживания атомных энергетических установок морских судов и плавучей атомной теплоэлектростанции «Академик Ломоносов».
Балтийский завод основан 26 мая 1856 года. С тех пор там построено более 600 военных кораблей, подводных лодок и гражданских судов. По объему выручки входит в тройку крупнейших «дочек» ОСК в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, наряду с АО «Адмиралтейские верфи» и АО «Судостроительный завод «Северная верфь». Численность персонала Балтийского завода в 2024 году — 5,5 тыс. человек. С 24 апреля 2024 года генеральным директором АО стал Александр Коновалов. С 2013 года он занимал на Балтийском заводе пост директора по производству.
В 2010-х годах АО уже признавалось несостоятельным. В январе 2016 года Балтийский завод завершил многолетнюю процедуру банкротства, заключив мировое соглашение с кредиторами. Общая сумма задолженности предприятия перед кредиторами третьей очереди составила 6,7 млрд руб.
Повтор публикации от 11.03.2025
Ещё больше новостей — на канале РБК Петербург в Telegram