«Потребители бы не хотели ходить в магазины для бедных»
Оборот розницы в Санкт-Петербурге продолжает падать. Как следует из данных Петростата, в январе-феврале 2023 года он сократился на 12,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 304,5 млрд руб. В январе-декабре 2022 года оборот розничной торговли в Петербурге сократился на 12,5% по сравнению с январём-декабрём 2021 года. И пока эксперты не могут поделиться позитивными прогнозами на ближайшие месяцы.
Генеральный директор информационно-консалтингового агентства INFOLine Иван Федяков рассказал РБК Петербург, какие негативные тенденции наблюдаются в рознице, как магазины теряют доход из-за воровства и помогут ли населению «магазины для бедных».
Иван Федяков, генеральный директор информационно-консалтингового агентства INFOLine:
«Среди непродовольственных товаров, относящихся к долгосрочным покупкам, снижение спроса составило 15-20%, по отдельным категориям товаров — до 50%. На фоне стресса и неопределённости будущего люди откладывают долгосрочные покупки. На розницу это будет влиять крайне негативно. Думаю, что в марте-апреле 2023 года мы увидим более существенную отрицательную динамику непродовольственной розницы по отношению к марту-апрелю 2022 года.
Дело в том, что весной прошлого года наблюдался ажиотажный спрос на ряд товаров. Сейчас мы видим максимально глубокое падение по таким товарам, как одежда, бытовая техника и электроника, мебель, строительные материалы, автомобили. В предыдущие годы такого не было; даже в период пандемии — тогда падали объемы продаж одежды, но росли продажи DIY-товаров. Продажи смартфонов росли год к году последние десять лет — сейчас они упали почти на 20%.
«У ретейлеров есть норма потерь по воровству; по итогу прошлого года кражи превзошли её в 2-3 раза»
Помимо падения продаж, в рознице появилась ещё одна негативная тенденция: серьёзно увеличились потери магазинов из-за воровства. У ретейлеров есть норма потерь по воровству; по итогу прошлого года кражи превзошли её в 2-3 раза. За весь свой опыт работы я впервые наблюдаю такие показатели. Обратите внимание на то, что в некоторых супермаркетах сливочное масло стали прятать в антикражный контейнер — ретейлеры вынуждены применять такие решения, которые, впрочем, тоже увеличивают издержки. Замкнутый круг — с одной стороны, у розницы снижается доходная база, потому что уменьшаются объёмы продаж; с другой, растут издержки на снижение воровства.
В этой ситуации, по моему мнению, мы увидим серьёзную перестройку в розничной торговле; в том числе в Петербурге. В выигрыше могут остаться исключительно крупные федеральные проекты, у которых есть финансовые резервы для компенсации убытков, в то время как все остальные игроки будут переживать очень сложное время.
Я считаю, что объём продаж в рознице в обозримой перспективе продолжит падать. По нашим данным, у 85% жителей Петербурга единственным критерием при принятии решений о покупке сейчас является цена.
«Рад за федеральных ретейлеров, но не за потребителей, которые хотели бы ходить в обычные магазины, а не в «магазины для бедных»
Отсюда мне видится эффективной модель открытия большего числа дискаунтеров, которую стали осуществлять крупные ретейлеры. Очевидно, что сети, которые могут сделать ставку на цену, будут выигрывать. Потребителю уже менее важен комфорт в магазине, даже близость от дома становится чуть менее важна. Мы видели безумный рост точек «Светофора» в последние годы. Крупные федеральные сети не хотят упускать такую возможность и тоже анонсировали свои проекты в этой области. Например, я думаю, Х5 в ближайшее время уже не будет открывать такое большое количество «Пятёрочек» и «Перекрёстков», а в основном будут открываться «Чижики». Рад за федеральных ретейлеров, но не за потребителей, которые хотели бы ходить в обычные магазины, а не в «магазины для бедных».
«У 85% жителей Петербурга единственным критерием при принятии решений о покупке сейчас является цена»
Поспешно делать вывод, что продовольственная розница будет расширяться за счёт открытия новых магазинов. Абсолютно точно можно прогнозировать переформатирование некоторых привычных супермаркетов в формат дискаунтеров. Так уже начал делать «Магнит», открывая на месте «Магнитов» дискаунтеры «Моя цена», в тех точках, где это целесообразно. Для Петербурга эта тенденция будет менее ярко выражена, чем для регионов — в Петербурге чуть выше доходы населения, и в глазах петербуржцев «Магниты» и «Пятёрочки» уже являются «полудискаунтерами». В Петербурге последствия спада продаж будут скорее в том, что ретейлеры будут добавлять в ассортимент больше собственных торговых марок (СТМ). Вводя больше СТМ, ретейлер частично решает проблему с ценой — себестоимость таких продуктов ниже — и может конкурировать с дискаунтерами».
Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции
Подготовила: Виктория Саитова
Повтор публикации от 10.04.2023