«Начинаем переживать»: ситуация в автопроме и прогнозы на осень
Автопроизводство в России по итогам 2022 года может сократиться на 35-40% относительно предыдущего года. Такую оценку во время Петербургского международного экономического форума дал исполнительный директор Ассоциации «Объединение автопроизводителей России» Игорь Коровкин. Что касается объемов продаж машин, то по этому показателю игроки рынка ожидают более сильного падения. Представители автомобильной промышленности рассказали, какой видят ситуацию в отрасли и дали прогноз на осень.
Евгений Дорофеев, председатель правления союза «Автопром Северо-Запад», исполнительный директор ООО «Металлопродукция»:
«Автомобильный рынок развивается наподобие американских горок с очень резкими поворотами. Мы ещё в 2012-2014 году сделали упор на диверсификацию выручки и развитие экспорта. И этот упор был сделан на те страны, которые сейчас стали недружественными — более 30% выручки нашего бизнеса приходилось на экспорт в Европу, США, Южную Африку, Австралию. Сейчас мы вынужденно осваиваем новые рынки, делаем акцент на Ближний Восток, Юго-Восточную Азию. Там потенциал есть. Проблема в том, что основа покупательной способности в мире находится сейчас в недружественных странах. При перестройке и выходе на новые рынки нужно учитывать, что в разных странах отличаются предпочтения потребителей.
Что касается российского рынка, то мы в интересной ситуации. По нашим базовым прогнозам по итогу 2022 года в России будет продано 600-800 тыс. новых автомобилей — это более чем в два раза меньше, чем в прошлом году. Это средне-оптимистический сценарий. Мы надеемся, что рынок эти цифры освоит.
«По нашим базовым прогнозам по итогу 2022 года в России будет продано 600-800 тыс. новых автомобилей — это более чем в два раза меньше, чем в прошлом году».
В целом сейчас в автомобильной отрасли две проблемы. С одной стороны, потребителям не на что покупать автомобили из-за постоянно повышающихся цен. С другой стороны, нечего покупать. С этой точки зрения хочется обратить внимание на то, что санкции будут не вечными, но долгими. Сейчас важно определить те технологии или те компоненты, которые с наибольшей вероятностью под санкциями останутся и в ближайшие два-три года, сделать акцент на развитие производства этих компонентов. Потому что всё освоить невозможно и нет смысла. Что касается поддержки потребительского спроса, то бизнесу совместно с правительством стоит разработать программы, которые будут стимулировать спрос, в том числе это можно делать с помощью стимулирования кредитования.
«Бизнесу совместно с правительством стоит разработать программы, которые будут стимулировать спрос, в том числе это можно делать с помощью стимулирования кредитования».
В нашей организации ввиду сокращения рынка мы ищем новые ниши, где можем применить наши компетенции. Более плотно начинаем работать на рынке оборудования для сельскохозяйственной техники. По части экспорта мы продолжаем сотрудничать с недружественными странами. Просто сейчас усложнилась логистика и снизились объёмы экспорта.
Что касается прогнозов на осень, то, я думаю, логистические проблемы в третьем-четвертом квартале 2022 года разрешатся. Возобновление работы петербургских заводов Toyota, Nissan, Hyundai в принципе реалистично. Но здесь нужно отменить, что в приостановку деятельности этих производств вносят вклад два фактора. Первый — глобальный — трудности с логистикой в целом в мире, энергетический кризис в Китае, последствия локдауна. Второй — это санкции. Я пока затрудняюсь ответить, какой из этих факторов имеет больший вклад. Если говорить о логистике, то просто всё стало дороже. Например, для нас отправить фуру в Германию стало в 2-2,5 раза дороже, потому российские перевозчики не могут работать в Европе и надо искать другие варианты. А что касается санкций, то часть иностранных компаний просто опасаются работать на российском рынке, чтобы не испортить имидж и не снизить продажи на ключевых для них рынках, например, рынке США».
Денис Загарин, руководитель Научно-исследовательского центра по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ) ФГУП «НАМИ»:
«Если о грустном, то количество заказов сокращается катастрофично. Раньше российские производители составляли у нас не более 30% от всех оказываемых сертификационных услуг. Сейчас у нашей компании около 150 партнёров, в прошлом году было более 500».
Антон Уличев, генеральный директор ООО «Оранж Драйв Инжиниринг»:
«У нас основные заказчики — это автомобильные производители по Северо-Западному региону и поставщики комплектующих. Если говорить о лице автопрома, то оно начинает седеть, переживать. Хочется надеяться, что мы наберёмся в этом лице мужества и сможем трансформировать свою деятельность. Все проекты, которые мы вели, временно приостановлены. Работа по испытаниям, по исследованиям практически нами не проводится. Но мы поддерживаем главный актив — наши кадры.
«Локализовать автокомпоненты [в России] — это достаточно долгий и тяжёлый процесс и сейчас иностранные поставщики испытывают большие трудности ввиду практически полной остановки деятельности автопроизводителей».
Есть некоторые переживания, касаемо зарубежных поставщиков комплектующих. Российские поставщики максимально гибкие и могут быстро изменить свою деятельность. У зарубежных поставщиков мы видим тяжёлую ситуацию. Локализовать автокомпоненты [в России] — это достаточно долгий и тяжёлый процесс и сейчас иностранные поставщики испытывают большие трудности ввиду практически полной остановки деятельности автопроизводителей».
Подготовила Виктория Саитова
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции.