Не всё пошло по плану: как Петербург избавляется от маршруток
15 июля в Санкт-Петербурге стартовал третий, завершающий, этап транспортной реформы. Это значит, что социальный общественный транспорт полностью заменил коммерческие автобусы в городе.
Всего в рамках новой модели транспортного обслуживания на линии должны выйти более 2800 новых автобусов, из них на 3 этапе — 1 244 автобуса. Однако, как сообщил врио председателя Комитета по транспорту Санкт-Петербурга Валентин Енокаев, усложнившаяся ситуация внесла коррективы. Один из производителей, «Волгабас Групп» из-за возникших логистических проблем не смог вовремя поставить нужное количество автобусов. Небольшая недопоставка есть и со стороны белорусского МАЗ. В результате 378 автобусов будут поставлены только к 15 ноября, а сейчас на линии выйдут старые, дизельные (а не газовые) автобусы, в которых, к тому же, нельзя платить за проезд банковскими картами, а только подорожником и наличностью. Все льготы на этих автобусах работают.
Также до конца не налажена сеть маршрутов в Шушарах. Как сообщили сотрудники Комтранса, она будет создаваться по мере строительства и госрегистрации улично-дорожной сети на этой, активно застраиваемой территории.
Тем временем горожане и эксперты отрасли анализируют итоги первых двух этапов реформы. Как всякое новшество, новая модель вызвала вопросы, недоумения, жалобы и предложения пассажиров. Ранее РБК Петербург задал наиболее часто обсуждаемые вопросы врио председателя Комитета по транспорту Санкт-Петербурга Валентину Енокаеву. Приводим фрагменты этого интервью, актуальные для стартовавшего третьего этапа реформы.
НЕ ВСЕ СРАЗУ
— Есть ли автобусы для третьего этапа, который начинается 15 июля?
— Третий этап реформы мы, как и второй, будем вводить постепенно — в течение июля и августа, соответственно, автобусы нам нужны не все сразу, а партиями. Дело в том, что промышленность, реагируя на санкции, перестраивала логистические цепочки поставок иностранных компонентов. Пока шла эта перестройка, объемы выпуска снизились. Однако мы надеемся, что производители справятся — потому что новые поставщики компонентов найдены, логистические цепочки построены, сейчас производство идет без сбоев.
— На втором этапе были жалобы петербуржцев. Расскажите, как вы поступаете с ними, например, в связи с ликвидацией очень удобных для многих коммерческих маршрутов № 1 и № 178? Относительно второго жители пишут, что раньше дорога занимала 40-50 минут, а теперь 1,5 часа и с двумя пересадками.
— Коммерческий маршрут № 1 дублируется социальными автобусами № 2, 6, 49. Маршрут коммерческого автобуса № 178 дублируется социальными маршрутами № 107, 178, 198. После 15 июля движение автобусов на этих маршрутах будет усилено.
Мы так поступили с целым рядом коммерческих маршрутов. Считаем это правильным — потому что пересадочность увеличилась в целом незначительно, коэффициент пересадки достаточно низкий. Мы понимаем, что жители испытывают неудобства — раньше человек выходил на улицу, поднимал руку и ехал на маршрутке прямо до метро, а теперь ему нужно выстраивать новый маршрут. Но люди постепенно привыкают — находят оптимальные маршруты, и время поездки сокращается.
СБОИ В РАСПИСАНИИ
— Насколько реализуем оказался главный приоритет новой модели — езды по расписанию? Петербуржцы на это жалуются.
— В начале первого этапа сбои были. Маршруты не всегда укладывались в расписание в «часы пик» из-за пробок. Сегодня мы видим положительную динамику в части соблюдения расписания. Сбои бывают в связи с форс-мажорами — ДТП, выпадением обильных осадков, а также в предпраздничные дни, когда по определенным трассам люди массово выезжают за город. В таких случаях соблюдать расписание объективно очень сложно. Но в обычной, повседневной жизни расписание соблюдается хорошо — даже когда пассажиров мало, автобус уходит с конечной остановки, чего раньше не было, когда маршрутки не двигались, пока не наберется достаточное количество пассажиров. В этом — большой плюс реформы для жителей.
— Пробки в определенных местах в часы пик и выезд петербуржцев за город — это не случайные события, а регулярные. Как вы поступаете с маршрутами, которые страдают от таких ситуаций?
— Мы добавляем автобусы на таких маршрутах — чтобы сократить интервальность.
— Насколько часто бывают сбои в работе платежных терминалов в автобусах? На это люди тоже жалуются.
— В первую неделю были проблемы с QR-кодами. Сегодня такие случаи единичные — на каком-то автобусе связь вдруг пропадает, перестает работать оплата банковской картой и т.п. Мы быстро идентифицируем такие автобусы, перевозчики оперативно исправляют неисправности. Системных проблем мы не видим.
ГАЗОВЫЙ ВОПРОС
— Есть ли в городе дефицит газозаправочных станций? Горожане утверждают, что своими глазами видели очереди к мобильным газозаправщикам.
— Очереди на заправках КПГ я подтверждаю. Причина в том, что такой газ можно получить только на стационарных комплексах. Таких в городе пока только 15, 14 из которых принадлежат «Газпром газомоторное топливо». На них заправляются не только автобусы, но и дальнобойщики, легковые автомобили, коммерческий транспорт. На всех станций не хватает — отсюда и очереди. До конца года компания введет в эксплуатацию еще один объект. До конца 2023 года в городе появятся еще четыре такие станции.
А по СПГ проблем нет — как по заправкам, стационарным и мобильным, принадлежащим самим перевозчикам, так и по поставкам газа. Этот рынок довольно конкурентный, предложений много, так что перевозчики справляются.
— Перед началом реформы перевозчики говорили об угрозе подорожания газа. Есть такая проблема сейчас?
— По какой цене перевозчики покупают газ — это их коммерческая тайна. В свою очередь, комитет готов оказывать помощь перевозчикам в решении проблем.
— Какие меры поддержки перевозчиков запланированы или уже предоставляются?
— Во-первых, мы увеличили размер аванса перевозчикам на этот год до 85% от объема их годового бюджета. Это должно помочь им рассчитаться с банками по подорожавшим кредитам, которые они вынуждены были привлекать.
Во-вторых, помогаем им с лизингом автобусов. Мы в постоянном режиме работаем с федеральными органами для сдерживания роста ставок лизинговых платежей, поскольку здесь тоже есть риск из-за сильного увеличения ключевой ставки ЦБ. Главная лизинговая компания «ГТЛК» находится в федеральной собственности, а практически все остальные аффилированы с банками с госучастием, нам пока удается сдерживать рост ставок. В том числе потому, что государство помогает самим этим лизинговым компаниям.
Третья мера поддержки — это запланированное увеличение срока контрактов с перевозчиками с нынешних шести лет до семи. Это позволит им сократить амортизацию подвижного состава на 15%.