День начала Блокады: размышление о «рамках памяти»
Годовщина Блокады Петербурга — одна из самых скорбных дат для жителей города. Но почему-то вместо дня скорби этот день превратился в «военный праздник». На Дворцовой площади 8 сентября, спустя 75 лет с начала Блокады, Смольный устроил концерт с веселыми песнями. Для жителей города и историков позиция городской власти остается непонятной. Чтобы изменить формат мероприятий и хранить память о трагедии правильно, историки и журналисты создали Комитет 8 сентября.
В комитет вошли Наталия Соколовская, Сергей Балуев, Лев Лурье, Диана Качалова, Андрей Рысев, Галина Артеменко, Милена Третьякова, Юлия Демиденко, Даниил Коцюбинский.
Из трагедии в праздник
Трагедия ленинградской Блокады стоит в одном ряду с Холокостом, геноцидом армян, Голодомором и другими гуманитарными катастрофами XX столетия. Это трагедии, унесшие жизни миллионов людей. О каких «победах» и «торжествах» здесь может идти речь? Любая бравурная коннотация звучит кощунственно. Она оскорбляет память миллионов ни в чем не повинных жертв. Причем это не жертвы какого-нибудь стихийного бедствия, вроде эпидемии чумы. У всех этих катастроф есть авторы — те, на ком лежит историческая вина за мученическую гибель людей.
Исторически так сложилось, что 27 января, в День памяти Блокады Ленинграда (в 1944 году в этот день она была, наконец, снята), мир отмечает День памяти жертв Холокоста. Казалось бы, повод симметричный — 27 января 1945 года Красная армия освободила Освенцим. Но разве приходит кому-нибудь в голову «праздновать» дату окончания Холокоста? Нет, мы вспоминаем, прежде всего, гибель 6 миллионов евреев, замученных нацистами. И мы вспоминаем о том, кто виноват в этих жертвах, и думаем, как не допустить повторения трагедии.
А вот по случаю Дня памяти Блокады 27 января (а с этого года даже и 8 сентября — в годовщину начала Блокады), городские чиновники решили заставить петербуржцев «радоваться и ликовать» — петь бодрые песни, пританцовывать, есть горячую кашу из полевых кухонь, любоваться образцами военной техники и т. д. И все это — вместо того, чтобы вспомнить о миллионе мирных жителей города, погибших от голода, бомбежек и последствий дистрофии. А также более, чем миллион красноармейцев, которых Сталин и его маршалы загубили в заведомо обреченных атаках – вроде Невского пятачка, где бесцельно (исключительно ради «молодцеватых» рапортов Сталину) погибло столько же советских солдат, сколько, например, Великобритания потеряла за всю войну…
В чем интерес государства?
День памяти Блокады должен быть глубоко пацифистским и антитоталитарным. Его смысл – в том, чтобы утвердить абсолютную ценность человеческой жизни и напомнить всем, сколь опасны любые попытки поставить «интересы государства» выше интересов отдельно взятой личности.
К сожалению, большая часть общества всегда является заложницей тех «рамок памяти», которые формируются исторической политикой государства. На протяжении последних 70 лет — и последние пятнадцать не стали исключением. Например, если создать полноценный Музей блокады, тема подвига там сразу же отступит в тень перед темой мучительной гибели сотен тысяч людей.
Чтобы люди смогли увидеть в прошлом то, что в нем на самом деле было, необходимы усилия инициативных общественных групп.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.