Презентация мемориального проекта в Петербурге закончилась скандалом
В Петербурге обнародована архитектурная концепция музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда». В ходе презентации, проходившей в рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума, представители общественности обвинили руководителей проекта в непрозрачности проведения архитектурного конкурса, неправильном выборе места для будущего музея и прямом нарушении поручения президента Владимира Путина. Конкурс на проектирование музейного комплекса будет, скорее всего, объявлен на следующей неделе, сообщили участники презентации.
Не срок, а качество
Проектирование музея будет завершено к середине следующего года, рассказал директор Центра выставочных и музейных проектов Сергей Важенин. Однако конкретных сроков реализации проекта он не назвал. «Мы убрали все сроки. Говорим 2020 или 2021 год, но работа так нас увлекла, что мы сейчас работаем не на сроки, а на качество», — сказал Важенин. «Материалы по зданию были утверждены на прошлой неделе в комитете по культуре Смольного. Комитет по строительству придерживает материалы из-за сметного расчета, и если они одобрят документы в понедельник, то во вторник мы объявим конкурс на проектирование», — добавил глава Центра выставочных и музейных проектов.
Расходы на проектирование составят около 300 млн руб. В какую сумму обойдется само строительство, станет известно после завершения экспертизы расчетно-сметной стоимости. «Но в целом, мы не скрываем, это около 6 млрд руб. На федеральную поддержку можем рассчитывать, когда пройдем госэкспертизу», — сказал Важенин.
Только для взрослых
Музейный комплекс включит в себя многоуровневую экспозицию, зону временных выставок, научно-исследовательский и образовательный центры, коллекцию документов и театрально-концертный центр.
Отдельный зал площадью около 400 кв. м будет посвящен Ленинградской битве. «Этот зал — именно для мальчиков, для мужчин. Здесь можно подробно ознакомиться с ходом битвы за Ленинград на основе статистических данных», — прокомментировала заместитель генерального директора Центра выставочных и музейных проектов Милена Третьякова.
Музей будет включать и зоны только для взрослых. В частности, экспозиция «Трудные истории» будет посвящена медицинским аспектам истории блокады — например, случаям дистрофии и девиантного поведения среди населения блокадного города. Но будет также создана «детская» экспозиция, повествующая о блокаде доступным юной аудитории языком.
Взгляд архитектора
Об архитектурной концепции музея рассказал Никита Явейн, руководитель архитектурной мастерской «Студия 44», победившей в конкурсе проектов.
По его словам, формы будущего здания символизируют обгоревшие руины домов. Еще одна идея архитекторов — разорванное кольцо, по которому будут двигаться посетители музея. Логическим и архитектурным завершением экспозиции станет большой куб, символизирующий снятие блокады и послевоенное восстановление города. Пройдя экспозицию до конца, посетитель попадет в расположенную наверху музейного комплекса «Рощу памяти», с мемориальными досками погибших ленинградцев.
«Это город сопротивляющийся, — описал главную идею концепции Никата Явейн — Центростремительные силы деформируют объемы здания. Эти объемы давят, в них ты физически ощущаешь давление».
Изначально проект предполагал наличие специальных VIP-входов и VIP-залов. Однако в итоговом варианте концепции они заменены театральным центром. Как сообщил Никита Явейн, в дальнейшем по требованию заказчика в проект могут быть внесены и другие изменения.
Неленинградское дело
Проект был жестко раскритикован некоторыми представителями общественности. В частности, краевед и действительный член Русского географического общества Тамара Янесенко назвала победу архитектурной мастерской «Студии 44» в конкурсе «сомнительной». Она обратилась к Никите Явейну с требованием объяснить, почему музей будут строить именно на Смольной набережной, а не в Московском парке Победы, как «клятвенно обещал» экс-губернатор Петербурга Георгий Полтавченко.
Планы по строительству Музея Боевой Славы в Московском парке Победы были озвучены еще в 2003 году. Тогда проект попал в перечень поручений президента к 60-й годовщине Победы в ВОВ. В поручении значилось «строительство храма-памятника без вести пропавшим и погибшим, места погребения которых не установлены, а также Музея Боевой Славы». В результате был построен только храм. Позже обсуждалась возможность строительства музея рядом с парком, на Бассейной улице. Однако вместо него там появилось другое выставочное пространство — «Россия — моя история». Между тем, под предложением открыть музей блокады именно в Московском парке Победы (или рядом с ним) подписались более тысячи петербуржцев.
«Вам хорошо знакомо поручение Путина от 28 августа 2003 года, где определено место музея. Это не Смольная набережная, а памятник федерального значения Московский парк Победы. Именно после того, как поступили первые деньги из бюджета страны, которые выплакали блокадники, на участок, выделенный под строительство музея, Полтавченко сдал его в аренду «Промтехкомплекту». Он базируется, как «Гагарин парк» уже несколько лет, причем проходит по документам он как «зеленая зона». Уплывший в неизвестность губернатор Полтавченко клялся, что музей боевой славы и блокады будет построен в Московском парке Победы или рядом с ним», — возмутилась Тамара Янесенко.
На обе эти претензии вместо Никиты Явейна ответил проректор Европейского университета в Санкт-Петербурге (университет отвечает за научную составляющую проекта) Никита Ломагин. «В том документе, который вы показывали, говорится о перечне мероприятий к 60-летию Победы. Речь идет о музее боевой славы, а не о музее федерального значения — не занимайтесь подменой понятий! Что касается архитектурного конкурса, то я был членом комиссии, вы же им не были, ничего видеть и считать бюллетени не могли. Я даю честное слово, что победа была законно присуждена господину Явейну», — сказал он.
В финале дискуссии выступил бывший вице-губернатор Петербурга, кандидат исторических наук Владимир Яковлев, который сравнил будущий музей блокады с историческим парком «Россия — моя история», за который, по его словам, «просто стыдно».
«Я испытываю некую симпатию к присутствующим, но то дело, за которое они взялись, очень неленинградское. Потому что когда автор концепции говорит, что у нас нет достойной памяти блокады…Не дай бог никому такой памяти, как Пискаревское кладбище!», — заметил Яковлев. «Отказавшись от Московского парка, вы выбрали для музея неблокадное место...», — резюмировал он мнения недовольных проектом.