«Купить рука не поднимается»: в Петербурге скопился избыток авто из Китая
К концу 2024 году у дилеров и импортеров автомобилей в Санкт-Петербурге скопился избыток машин из Китая. Участники рынка оценили его в 15-20 тыс. автомобилей с учетом тех, которые еще не отгружены дилерским центрам. Как они рассказали РБК Петербург, причиной формирования больших остатков стал рост ключевой ставки, который не учли поставщики. Чтобы распродать избыток автомобилей в условиях низкого спроса в начале года, дилерам может потребоваться более двух месяцев, утверждают эксперты.
«Хотели максимально затовариться»
Большое число нераспроданных китайских автомобилей на стоянках в разговоре с РБК Петербург подтвердили сразу несколько дилеров. По словам члена совета директоров группы «Автополе» (входит в холдинг «СКСР») Сергея Вайнера, всего по стране это количество достигает отметки в 200-300 тыс. машин. «Если дилеру в Петербурге необходимо было в четвертом квартале прошлого года или накануне Нового года купить у дистрибьютора автомобиль себе на склад, то проблем с этим не было вообще ни у кого. Предложений от дистрибьюторов для дилерских сетей было в избытке», — отмечает он.
Одна из главных причин избытка автомобилей — желание «затовариться» перед повышением ставки утилизационного сбора в стране сначала 1 октября 2024 года, а затем 1 января. Представители автомобильной розницы прогнозировали повышение стоимости автомобилей после этих мер на 15-20%, а некоторые специалисты говорили о «замораживании рынка» на несколько месяцев.
Остатки с прошлого года фиксируются по всем брендам, но в разном количестве, обращает внимание генеральный директор автоцентра «Истком» (официальный дистрибьютор KYC Auto) Нонна Шалина. «По разным брендам разные плюсовые остатки, но достаточно существенные. <…> Все хотели максимально затовариться. Есть машины, которые еще не до конца растаможены, может быть, [за них] даже не уплачены утильсборы. Но с начала осени завозилось большое количество машин. Оно было априори больше необходимого», — подчеркивает она.
Исполнительный директор «ЕвроАвто» (сеть магазинов и складов автозапчастей) Илья Плисов ранее утверждал, что растущий утилизационный сбор и рост процентных ставок по кредитам продолжат смещать спрос в сторону эконом-сегмента. «Цены [на автомобили] такие, что вменяемому человеку купить машину за наличные деньги рука не поднимается, — соглашается Нонна Шалина. — В кредит купить тоже не поднимается, по той простой причине, что даже с учетом дистрибьюторских скидок и бонусов это все равно очень дорого».
По ее мнению, сейчас каждый автомобильный салон в Северной столице имеет в среднем по каждой марке от 50 до 150 автомобилей, которые простаивают в салонах с конца прошлого года.
Нулевая динамика
Чтобы распродать эти автомобили, учитывая не самую высокую динамику продаж ноября и декабря 2024 года, салонам может потребоваться несколько месяцев, считает руководитель отдела продаж «Санрайз Групп» Михаил Даушвили. «Активность покупателей на авторынке зависит от снижения ключевой ставки и удешевления кредитов, несмотря на то, что сейчас многие автопроизводители пытаются сделать субсидированные ставки с банками, что отчасти улучшает динамику в продажах. Плюс всегда есть фактор сезонности, и после высокого [по продажам] декабря всегда идет достаточно спокойный январь», — обращает внимание специалист.
Сергей Вайнер допускает не самые высокие продажи на авторынке Петербурга на протяжении всего 2025 года. «Нулевую динамику продаж в 2025 году можно будет расценивать как положительный результат. <…> Если продолжат падать продажи — тем более январь всегда слабый, — можно говорить о продаже всех скопившихся автомобилей за 3-4 месяца. Все будет зависеть от того, на каком уровне продаж пойдет 2025 год», — говорит эксперт.
В прошлом году из-за повышения ставки утильсбора и других факторов авторынок Петербурга показал взрывной рост: с начала 2024 года и по ноябрь включительно было реализовано 68,1 тыс. новых автомобилей, что на 39% превышает показатель реализации 2023 года (48,9 тыс. единиц). Данные о росте продаж на автомобильном рынке также объясняются низкой базой первой половины 2023 года.
На фоне падения спроса на новые машины в Петербурге растет интерес к перегонам легковых автомобилей из других городов и стран. В третьем квартале прошлого года интерес к такой услуге в Северной столице вырос на 22% по сравнению со вторым кварталом прошлого года.
Повтор публикации от 16.01.2025
Ещё больше новостей — на канале РБК Петербург в Telegram