Прошло 5 часов: как скорая госпитализировала пациента с пневмонией
Резкий рост числа зараженных коронавирусом жителей Петербурга и Ленобласти, который наблюдается в последние дни, стал поводом для обсуждения вопроса о готовности региональной системы здравоохранения к эпидемии. РБК Петербург публикует рассказ гендиректора и главврача частной клиники Coris Льва Авербаха о том, с какими проблемами пришлось столкнуться врачам скорой помощи его клиники, приехавшим к пациенту с диагнозом «внебольничная пневмония», а также комментарий от главы комитета по здравоохранению Ленинградской области Сергея Вылегжанина.
Лев Авербах, генеральный директор и главный врач клиники Coris:
«14 апреля 2020 года вечером наша врачебная бригада скорой помощи выехала на вызов к пациентке в Заневское городское поселение под названием Кудрово, которое находится в черте КАД Петербурга, рядом с метро «Дыбенко».
Установив диагноз «внебольничная пневмония», врач по инструкции связался с отделом медицинской эвакуации 03, чтобы запросить наряд на госпитализацию, то есть место в стационаре (без него стационары пациентов не принимают, а, кстати, стоит эта услуга для нас 550 рублей), где ему ответили, что Кудрово — это Ленинградская область и звонить по этому вопросу надо в соответствующий отдел Ленинградской области.
Мы впервые столкнулись с такой ситуацией — раньше госпитализацией инфекционных пациентов занималось Эпидбюро, выдавая эпидемиологический номер и информацию, в какой стационар нам везти пациента. Телефонов областных у нас не было, и дать нам их в городском отделе медицинской эвакуации не смогли. Так как это был уже поздний вечер, дозвониться до какой-либо организации в Ленинградской области не представилось возможным.
Подключив свои связи, я вышел на высокопоставленного чиновника из Ленинградской области, который мне сказал, что Эпидбюро — это орган, который подчиняется Роспотребнадзору, а у них в таких случаях надо звонить в медицину катастроф, функцию которой выполняет МЧС (они-то и занимаются маршрутизацией таких пациентов в Ленинградской области), и дал мне номер телефона. По этому телефону нам сказали, что звонить надо по другому телефону в их структуре, где уже, наконец, и дали указание везти эту пациентку в больницу посёлка им. Морозова, в 40 км от Кудрово.
Прошло 2,5 часа.
Когда наша бригада приехала в больницу посёлка им. Морозова, ей сказали, что мест в больнице нет, на 100 койках лежит 110 человек и пациентку нашу они принять не могут.
Прошло 4 часа.
Снова позвонив в МЧС Ленинградской области, наша бригада получила от них маршрутизацию везти пациентку в перепрофилированную больницу Бокситогорска, до которого 230 км, или Кингисеппа, до которого 175 км. А потом, хочу напомнить, ещё и обратно нужно ехать, и не просто обратно, а на дезинфекцию автомобиля в больницу им. Боткина.
Пока решали все эти вопросы, пришёл дежурный врач и сказал, что только что произошла естественная убыль одного из пациентов и одно место освободилось. Пациентку сдали.
Прошло 5 часов.
Потом дезинфекция автомобиля — и на следующий вызов. Всё это время бригада из двух человек находилась в защитной одежде:
комбинезон;
респиратор;
очки;
длинные перчатки;
высокие бахилы;
а водитель в респираторе.
P.S. В больнице посёлка им. Морозова нет КТ (компьютерная томография — РБК), правда, есть рентген, и каждого поступившего туда пациента (а диагноз практически у всех один и тот же) возят на КТ в Центральную районную больницу Всеволожска на санитарном транспорте, с пневмонией...И не лето ещё вроде».После публикации материала редакция РБК Петербург получила комментарий председателя комитета по здравоохранению Ленинградской области Сергея Вылегжанина:
«Частная скорая Coris не имеет соглашения с Ленинградской областью о работе на территории субъекта, в связи с чем комитет по здравоохранению Ленинградской области будет ставить вопрос перед компетентными органами Санкт-Петербурга о правомерности работы частной организации Coris, учитывая неподготовленность бригад частной скорой к работе в условиях пандемии.
В публикации руководителя клиники Льва Авербаха в Facebook прямо указано, что бригада не была проинформирована о порядке госпитализации и маршрутизации больных с подозрением на COVID-19 или диагнозом внебольничная пневмония в Ленинградской области, потратив 2,5 часа времени и средства пациента на выяснение существующих правил работы.
На территории Ленинградской области действует режим повышенной готовности, все действия медицинских организаций жестко регламентированы: не только в отношении маршрутизации скорой помощи, но и в оказании медицинской помощи на дому, а также работы в потенциальных очагах заражения совместно с Роспотребнадзором.
Таким образом, не имея ни телефонов для госпитализации, ни информации о работе медучреждений соседнего субъекта, частная скорая помощь Coris взяла на себя ответственность по оказанию медицинской помощи. В сложной эпидемиологической ситуации подобные действия недопустимы.
Далее в посте руководитель частной клиники сообщает о прибытии в Морозовскую больницу спустя 4 часа от момента прибытия скорой и спустя 2,5 часа с момента получения инструкций по маршрутизации. Обращаю внимание, что расстояние от Кудрово до Морозовской больницы составляет около 40 км — за 2,5 часа в условиях отсутствия трафика автомобиль скорой помощи имеет возможность доехать до неё как минимум дважды.
Страшно представить, каковы были бы действия медиков в случае подозрения на COVID-19, если в случае с внебольничной пневмонией они не могли решить вопрос с госпитализацией на протяжении пяти часов.
Медицинские сообщества Санкт-Петербурга и Ленинградской области работают скоординировано и четко. При желании частных клиник в условиях пандемии оказать государственной системе здравоохранения и пациентам посильную помощь, я бы рекомендовал главному врачу клиники официальным путем получить в комитете необходимые инструкции и довести их до всех бригад медиков, выезжающих в Ленинградскую область».