"Овертикаленный суперсуд": для чего В.Путин решил изменить Конституцию
На прошлой неделе президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о внесении поправок в Конституцию, касающийся объединения высших палат судебного корпуса. До этого самым громким изменением основного закона государства было разве что увеличение срока полномочий президента и Госдумы. Что стоит за президентской инициативой по слиянию Верховного суда и главного суда по арбитражным спорам, которым суждено в уже реформированном виде переселиться на берег Невы, пытался выяснить РБК.
Суть реформы
Вопросы осуществления правосудия, отнесенные к ведению Высшего арбитражного суда (ВАС), предлагается передать в юрисдикцию Верховного суда (ВС). Верховный суд станет единым высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам. В состав нового, объединенного, Верховного суда РФ войдут 170 судей. Законопроект устанавливает переходный период сроком шесть месяцев, за который ВАС будет упразднен, а все его полномочия перейдут в юрисдикцию ВС. Для формирования первоначального состава "суперсуда" будет создана специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности верховных судей. В нее войдут по одному представителю президента, Ассоциации юристов России, Общественной палаты, а также по три - от советов судей федерального округа, всего будет 27 человек.
Полномочия действующих судей ВАС и ВС уже подтверждены экзаменами, поэтому, по мнению ряда экспертов, создание коллегии именно с таким составом участников нужно лишь для того, чтобы минимизировать влияние Высшего арбитражного суда при отборе кандидатов.
По словам председателя комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павла Крашенинникова, внутри нового суда будет коллегия по уголовным делам, и здесь все останется по-прежнему, с гражданскими судами будет немного сложнее, потому что гражданские споры рассматривали суды общей юрисдикции. "Здесь будет, видимо, какая-то объединенная коллегия. По административным делам также ожидается отдельная коллегия", - сообщил РБК П.Крашенинников. Вместе с судебными новшествами в законопроект добавлены изменения, касающиеся прокуратуры, которые, возможно, для руководства главного надзорного ведомства явились не самой лучшей новостью: вносить кандидатуры глав прокуратур регионов и их заместителей, как увольнять их с должностей, будет с вступлением закона в силу президент страны. Возможно, идея внести поправку относительно деятельности прокуратуры появилась после громких "игорных" скандалов в подмосковной прокуратуре. Многие эксперты уже поспешили назвать ее концом самостоятельности и независимости прокуратуры.
Причины слияния
По официальной версии, озвученной В.Путиным в июне на Петербургском экономическом форуме, объединение судов позволит обеспечить единые подходы к разрешению споров с участием граждан, организаций, а также органов государственной власти и местного самоуправления.
Как отметил П.Крашенинников, причина объединения судов связана с частым дублированием дел по похожим спорам, где принимаемые решения бывают совершенно разными. "Какое-то время, когда были совместные постановления Пленумов Верховного и ВАС, таких дублирований и конкуренции, если так можно сказать, не было, она устранялась. В последние годы, поскольку совместных постановлений судов не было, единообразная практика стала немного хромать", - добавил он.
Официальной версии придерживаются не все. Некоторые эксперты считают, что объединение высших палат судов связано с подготовкой места для ухода нынешнего председателя правительства РФ Дмитрия Медведева на политическую пенсию. Именно Д.Медведева пророчат на должность главы единого высшего судебного органа. Однако есть и более прозаичные мотивы. Председатель ВАС Антон Иванов, бывший однокурсник премьера, был назначен на эту должность в 2005г. Реформы, проведенные им в арбитраже, оцениваются достаточно высоко. При нем был введен электронный документооборот: движение дела, получение уведомлений - все это можно проследить через интернет. Кроме того, А.Иванов разработал механизм привлечения судей к дисциплинарной ответственности, что, безусловно, сказалось на качестве работы судейского аппарата. А самое главное, как сообщил РБК президент Адвокатской палаты Москвы Генри Резник, - в настоящее время арбитражные суды значительно прибавили в качестве, это касается и сроков рассмотрения дел, и самих судебных решений.
"Сейчас можно говорить о реальном равноправии, появившемся в арбитражных судах, когда в споре гражданина с государством есть действительная возможность выиграть тому, кто прав. Суды общей юрисдикцией похвастаться такой практикой не могут, поэтому при объединение судов есть большая вероятность, что суды общей юрисдикции просто "сожрут" арбитраж и навяжут ему свое мнение, далекое от выстроенного в арбитраже", - заметил Г. Резник. Таким образом, объединение высших судебных палат похоже на некое "овертикаливания" судебной власти: когда существует единая централизованная система, то управлять ей, как и претворять в жизнь нужные решения, становится гораздо легче. И если в арбитражных судах, с приходом нового руководства, система стала заметно прогрессировать, то в судах общей юрисдикции высокая коррупционная составляющая и решения "по указанию сверху" остаются. Не исключено, что независимая кадровая политика А.Иванова могла вызвать недовольство наверху.
Кроме того, по мнению многих юристов, реформу в области организации работы органов государственной власти проводить нужно только в том случае, когда улучшение их работы становится невозможным без необходимых изменений. К настоящему времени система становления судебной системы пока не вошла в завершающую фазу, перед судейским корпусом - еще большое количество вопросов, поэтому необходимость создания единого Высшего суда, по мнению юристов, - это последнее, что стоит на повестке дня. "Нет единых международных стандартов организации высших судебных палат. В России за 20 лет уже сложилась определенная практика, и реальных причин, по которым необходимо что-то менять, я не вижу", - добавил Г.Резник.
Тем более, отметил П.Крашенинников, организационно-штатные мероприятия - это самый тяжелый вопрос, который законом пока не урегулирован.
Ясно одно, судебная реформа повлечет за собой немалые финансовые вложения. "На мой взгляд, это просто необоснованная трата денег налогоплательщиков, притом что сейчас - то время, когда каждый бюджетный рубль на счету", - сказал Г.Резник. Напомним, как заявлял управделами президент РФ Владимир Кожин, только переезд органов судебной власти в Северную столицу оценивается в 50 млрд руб.
Законопроект о "суперсуде" может быть принят уже этой осенью через федеральный конституционный закон. Чтобы принять поправки в Конституцию, законодательная новелла должна быть одобрена подавляющим большинством (300 из 450) депутатов и сенаторов. Перед этим законопроект должен получить поддержку не менее 2/3 субъектов РФ.
Анна Кузнецова