Осенний марафон: «Беззащитный» Эрмитаж и капризы Паганини
Культурный сезон в разгаре: в ближайшее воскресенье в «Эрарте» живой классик современной академической музыки Владимир Мартынов исполнит свои произведения; в конце октября в Мариинском театре покажут балет «Пневма» Национальной оперы Бордо, а в БДТ на подходе премьера спектакля «Крещеные крестами», поставленного по автобиографической прозе главного художника театра Эдуарда Кочергина. РБК Петербург выбрал еще несколько заметных культурных событий, которые не стоит пропускать.
с 22 октября, Русский музей, корпус Бенуа
Павел Федотов
Живописца Павла Федотова, творившего в первой половине XIX века, традиционно называют основоположником русского критического реализма. Его картины «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Новый кавалер» известны многим еще по школьной программе. Современники сравнивали Федотова с Гоголем: его работы отличает доскональное знание человеческой натуры, внимание к бытовым деталям, сочетание едкой сатиры с сочувствием к своим героям.
На выставке, приуроченной к 200-летию со дня рождения живописца, будет представлено около 40 живописных полотен и больше сотни графических работ. Это батальные работы, знаменитые жанровые сцены, замечательные лирические портреты. Разнообразие творческого наследия художника тем удивительнее, что полностью сосредоточиться на занятиях живописью и поступить в Академию художеств Федотову удалось только в возрасте 25 лет (до того он был военным), а скончался он от душевной болезни в возрасте 37 лет.
15-24 ноября
Фестиваль «Дягилев. P.S.»
Миссия Международного фестиваля искусств «Дягилев. P.S.» — представлять наиболее знаковые и новаторские произведения искусства в различных жанрах, собранные по всему миру. Нынешний год, шестой для фестиваля, не стал исключением. 15 ноября в БДТ покажут балет «Торобака»: лондонская премьера 2014 года, уникальный мужской дуэт, в котором танцуют сами авторы. Это один из ведущих хореографов фламенко — испанец Исраэль Гальван и знаменитый британский хореограф, мастер индийского классического стиля катхак — Акрам Хан. Они оба — одни из самых знаменитых и уважаемых артистов в мире балета, оба известны новаторской хореографией и изысканной танцевальной техникой, оба — обладатели разнообразных международных наград. По словам очевидцев, их совместный танец более похож на дуэль, чем на дуэт.
17 ноября в Александрийском театре в честь выдающегося хореографа Анжелена Прельжокажа и 30-летия труппы Балет Прельжокажа будет дан Гала-балет в исполнении артистов Балета Прельжокажа и солистов балета Парижской оперы.
24 ноября на закрытии фестиваля будут исполнены балеты Марты Грэм — основоположницы американского танца модерн и одного из ярчайших хореографов XX века. Это первые гастроли труппы Марты Грэм в России.
Кроме того, в программе фестиваля концерты, выставки, мастер-классы и концертное исполнение оперы Моцарта «Дон Жуан» под руководством неоднократного обладателя премии «Золотая маска», дирижера Теодора Курентзиса.
18 ноября, Большой зал Филармонии
Марианна Васильева «24 каприса Паганини для скрипки соло» с участием Сергея Гармаша
Жизнь итальянского музыканта и композитора Никколы Паганини окутана множеством слухов и легенд, которые он сам охотно поддерживал, будучи личностью неординарной и подверженной разнообразным страстям. Доподлинно известно, что он был скрипачом-виртуозом, неустанно работал над исполнительской техникой и писал произведения, которые необычайно трудно исполнять. Среди них особняком стоят «24 каприса для скрипки» — редко можно услышать их все в рамках одного концерта.
Марианна Васильева, молодая скрипачка родом из Петербурга, лауреат и победитель международных конкурсов, говорит о произведении так: «Главным моим желанием было дать возможность людям услышать этот цикл так, как его задумал великий Паганини — от первого каприса до последнего. В мире скрипичного искусства есть довольно много дисков с каприсами Паганини, но мало кто из скрипачей исполнял в одном вечере все 24 каприса. В студийной записи есть возможность делать много дублей, монтировать и т. д., но на сцене это всегда «как в последний раз». Каприсы Паганини — своего рода «Библия» скрипача, если хотите — «Новый завет», тогда как Сонаты и Партиты для скрипки соло И.-С. Баха — «Ветхий завет»
В концерте также принимает участие народный артист РФ Сергей Гармаш: он прочтет новеллу Генриха Гейне «Флорентийские ночи», также посвященную Паганини.
21 ноября, Большой зал Филармонии
Дэниэл Хоуп и его друзья с проектом «AIR»
Еще один выдающийся концерт в рамках I Международного скрипичного фестиваля: английский скрипач Дэниэл Хоуп ломает рамки академизма и представляет публике знаменитые скрипичные шлягеры XVI—XVIII веков, от Баха и Генделя до народной песни «Зеленые рукава». В те времена скрипка была народным инструментом — на ней играли на площадях и в тавернах, под нее плясали и пили вино. Музыканты, исполняющие музыку эпохи барокко, уделяют много внимания не только «аутентичному» тембру и звукоизвлечению, но и обстановке на концертах: там много веселятся и едва ли не танцуют. Такой концерт как нельзя лучше отвечает миссии фестиваля: включить слушание академической музыки в круг обычных человеческих потребностей.
Октябрь—ноябрь
Эрмитаж
В Эрмитаже этой осенью проходит сразу несколько интересных событий. До середины января продлится выставка «Обитель милосердия». Искусство тибетского буддизма». На ней представлено три с половиной сотни экспонатов из богатейшего собрания Эрмитажа; большинство экспонируется впервые. Это буддийская скульптура, живописные произведения ступы, ритуальные предметы VIII — начала XX веков.
Выставка Стива МакКари «Момент беззащитности» знакомит с творчеством одного из важнейших фотографов современности, военного корреспондента, лауреата множества премий, включая World Press Photo. МакКари снимал в «горячих точках» на протяжении десятилетий: это Афганистан, Ирак, Камбоджа, Югославия. Однако его работы — это не сводки боевых действий, а преимущественно портреты, в том числе всемирно известный «Портрет афганской девочки». Выставка продлится до 22 ноября в Главном штабе.
Там же, в Главном штабе, 14 ноября открывается выставка «Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне». Золотым поколением называют зодчих, составивших славу финской архитектуры и дизайна в 1930-1960-е годы. Специфика финского подхода заключается в паритетных отношениях зодчего и природы; образы и решения, которые архитекторы и дизайнеры предлагали 70 лет назад, до сих пор актуальны — большинство современных российских архитекторов эти уроки пока не усвоили. На выставке будут представлены оригинальные чертежи, фотографии, макеты, предметы дизайна, документальное кино.
25 ноября, Ледовый дворец
2CELLOS
Дуэт виолончелистов 2CELLOS — яркий пример развития шоу-бизнеса в век технологий. Молодые хорватские музыканты Лука Шулич и Степан Хаузер (обоим нет и тридцати) с детства занимались классической музыкой, получали образование в лучших европейских школах, играли Баха и Вивальди и встречались разве что на конкурсах. Пока в 2011 году не записали кавер на песню Майкла Джексона Smooth Criminals, не сняли ролик, где экспрессивный дуэт перерастает в настоящую драку, и не выложили на Youtube. Лайки и просмотры — пара миллионов за пару недель — решили все: через год парни оказались в туре с Элтоном Джоном, а в кармане у них лежал контракт с ведущим звукозаписывающим лейблом.
С тех пор Шулич и Хаузер забросили академическую карьеру: они записывают альбомы хитро скроенных каверов поп-песен, ездят по миру и собирают стадионы. Их фирменный стиль — страсть, виртуозная техника, порванные струны и звериный дух соперничества. Впрочем, Баха и Вивальди они тоже наверняка сыграют.
26 ноября, Эрарта
«Вежливый отказ»
В середине 80-х, во время расцвета русского рока, появилось много самобытных групп, но и среди этого разнообразия выделялся московский «Вежливый отказ». Определить направленность коллектива всегда было непросто: их отличала эклектичность, жонглирование стилями, нехарактерная для рока музыкальная сложность (никаких трех аккордов — вместо это виртуозная игра с ритмами и аранжировками) и затейливость текстов.
Отношение к собственному творчеству у «Отказа» тоже нетипичное: после 15 лет бешеной популярности в России и Европе фронтмен Роман Суслов объявил о роспуске проекта и занялся коневодством. Так прошло почти 10 лет. Только после записи свежего альбома «Гуси-лебеди» (2010 г.) стали анонсироваться редкие, на вес золота, концерты.
Редкий случай, когда группа, празднующая 30-летие, вызывает далеко не только ностальгический интерес; тот случай, когда большое видится на расстоянии.