В Петербурге рассказали об истинных причинах скандала с выборами
Санкт-Петербургская избирательная комиссия на последнем своем заседании обсудила постановление Центральной избирательной комиссии России (ЦИК), в котором она признала работу горизбиркома неудовлетворительной и рекомендовала ему сложить полномочия. Глава ЦИК Элла Памфилова подчеркнула, что «комиссия в данном составе не способна и не сможет провести на требуемом уровне выборы как в Госдуму, так и в законодательное собрание Санкт-Петербурга».
Члены петербургской комиссии в ответ заявили, что добровольно прекращать свою работу они не намерены, при этом некоторые участники заседания посчитали, что «распустить нужно саму ЦИК».
РБК Петербург подготовил серию публикаций об истинных причинах конфликта ЦИКа и ГИКа, проблемах в избирательной системе города и способах сделать её прозрачнее.
Ольга Покровская, член Санкт-Петербургской избирательной комиссии с правом решающего голоса (член партии «Яблоко»):
«На последнем заседании Горизбиркома некоторые его члены действительно критиковали ЦИК, а я, наоборот, критиковала сам Горизбирком. Я часто не согласна с теми решениями, которые принимает комиссия. Многие решения горизбиркома препятствуют проведению честных выборов. И отчасти этому способствует действующее законодательство.
Избирательная система в России в целом устроена таким образом, что избирательные комиссии зависят от тех органов, которые избираются. Семь членов Санкт-Петербургской избирательной комиссии (из 14) назначаются губернатором города, ещё шесть — Законодательным собранием. Двое из них — по предложению ЦИК, которая, в свою очередь, сама сформирована теми органами, чьи выборы проводит (на одну треть — президентом России, еще на одну — Государственной Думой, еще на одну треть — Советом Федерации). Если закон таков, что ставит одни государственные органы в зависимость от других, то на практике мы и получаем избирательные комиссии, которые являются проводниками административного ресурса. Некоторые члены петербургского избиркома и не скрывают, что слушаются указаний своих патронов в других органах, а не тому, что им диктует закон. Отсюда все проблемы.
При этом в разных регионах избирательные комиссии работают по-разному. Последнее трёхдневное голосование в сентябре показало, что в России есть регионы, где количество нарушений на выборах незначительное. Я тесно общаюсь с «Наблюдателями Петербурга», они в этом году ездили по регионам и смотрели, как там проходят выборы. Они были поражены тем, насколько чётко по закону работают избиркомы в Псковской области. Я слышала аналогичные отзывы о республике Коми и Новосибирской области. Сама я была наблюдателем на выборах мэра Москвы в 2013 году и была поражена слаженностью и открытостью комиссий при подсчёте голосов. В Москве открыто работают территориальные избирательные комиссии (ТИКи), туда может зайти любой человек. А в Петербурге — попробуйте! У нас даже тем, кто имеет право войти в ТИК при подсчёте голосов, не всегда удаётся это сделать.
Вот пример из работы избирательных комиссий в Петербурге на голосовании по поправкам в Конституцию. Горизбирком постановил вместо привычного видеонаблюдения организовать на всех избирательных участках видеофиксацию происходящего в течение дня голосования — и ТИКам было поручено решить, как это будет происходить. ТИКи такие решения приняли, но не прописали в них, что такое видеофиксация, при помощи какого оборудования она будет осуществляться, кто после дня голосования сможет получить видеозаписи. Таким образом, видеонаблюдение превратилось в фикцию. В результате важнейший инструмент контроля за работой участковых комиссий был утрачен. Думаю, что это было сделано намеренно.
Для того, чтобы избирательные комиссии работали прозрачнее и неукоснительно соблюдали законодательство о выборах, необходимо изменить правила формирования избиркомов. Комиссии должны формироваться из участников избирательного процесса — политических партий, а не из людей, ассоциированных с органами власти. К примеру, на последних выборах в ЗакС своих кандидатов выдвинули 14 партий (не всем партиям удалось зарегистрировать кандидатов — ред.). Я считаю, что 14 мест в горизбиркоме вполне могут занять по одному представителю от этих партий. Даже в этом случае мы не скоро уйдём от административного ресурса, так как существуют так называемые «карманные партии», которые специально созданы для продвижение другой партии на выборах. Но, тем не менее, мы сделаем работу избирательных комиссий, в том числе и горизбиркома, чуть прозрачнее. Аналогичную процедуру выбора членов комиссий, но уже из партий участвующих на выборах Госдумы, я бы предложила для ЦИКа. Но сегодня законодательство этого не позволяет.
Что касается сегодняшней ситуации с Санкт-Петербургской комиссией, то по закону ни один государственный орган в России не может принудить кого-то из её членов сложить полномочия. Член избирательной комиссии складывает свои полномочия принудительно только в случаях, если у него обнаруживается двойное гражданство или если он совершил административное правонарушение или уголовное преступление в области предвыборного законодательства. Сейчас законных способов сместить кого-либо из членов комиссии, в том числе ее председателя (председатель петербургского горизбиркома — Виктор Миненко. –ред.), я полагаю, нет, только если они сами примут такое решение».
Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции
Мнения других экспертов читайте в следующей публикации РБК Петербург, которая выйдет 17.10.2020
Записала: Виктория Саитова