«Беда с яйцами»: торговые сети говорят о дефиците и росте цен
Игроки розничного рынка продуктов питания столкнулись с дефицитом куриных яиц. В качестве основной причины нехватки ветеринары называют вспышки птичьего гриппа в ряде регионов России, из-за которых пришлось уничтожить там поголовье птицы.
В Ленинградской области ситуация с птичьим гриппом стабильная и благополучная, говорят специалисты, поэтому куриные яйца с местных птицефабрик востребованы не только в торговых сетях Санкт-Петербурга, но и в других регионах РФ и на Ближнем Востоке.
«Яйца приходится выбивать с боем»
«У нас беда с яйцами, — говорит Александр Мышинский, руководитель сети супермаркетов «Реалъ» (75 универсамов). — Мало того, что они подорожали на 50%, их просто приходится выбивать у поставщиков с боем». По наблюдениям Мышинского, в опте цена на яйца выросла на 70%.
Дефицит яйца подтверждают и в сети супермаркетов «Вкустер» (45 точек). «Да, дефицит есть. Ситуация напряженная пару месяцев, — говорит Сергей Плис, генеральный директор сети «Вкустер». — Но у нас ассортимент не сократился, удается договариваться с поставщиками».
«Мы знаем, что сейчас на рынке непростая ситуация, — согласны в сети «ВкусВилл». — Но нашей команде удается справляться с вызовами при поддержке наших постоянных поставщиков». Во «ВкусВилле» подчеркнули, что объем поставок яиц не сокращался, и дефицита этой продукции на полках сети не отмечается. «Сейчас яйца нам поставляют 5 основных поставщиков. В компании действует принцип задвоения — то есть один и тот же продукт для нас делают сразу несколько производителей. Это помогает сохранять регулярные поставки в нужном объеме. Если у одного из поставщиков случается форс-мажор, компании, задваивающие функционал, выручают и приходят на помощь», — сообщили в сети.
Дополнительно удовлетворить не могут
На птицефабрике «Роскар» в свою очередь рассказывают, что объем производства яйца столового не изменился. «Делаем столько, сколько запланировали, продаем не меньше, чем производим, — говорит Максим Жемчужников, коммерческий директор «Роскар». — Цены на основную брендовую продукцию держатся уже 1,5 года без изменений. Но в переработке — это несколько по-другому». Фабрика продает товарное яйцо и продукты его переработки, которые закупают хлебозаводы, кондитерские фабрики, пищевые производства и рестораны. Здесь цены «могли меняться», уточняет Жемчужников.
При этом он отмечает, что от ретейла сейчас есть и дополнительные запросы на яйца, и их фабрика удовлетворить уже не может. Их связывают, в том числе, с ростом сезонного спроса — люди вернулись с дач и отпусков и начали больше готовить дома. Следующий пик спроса придется на Новый год и на Пасху, уверены в «Роскар».
Вспышки птичьего гриппа
В числе причин, которые повлияли на нехватку столового яйца в торговых сетях, отмечают и вспышки птичьего гриппа, с которым Россия столкнулась весной 2023 года. Леонид Кротов, начальник Управления ветеринарии Ленинградской области, рассказал на пресс-конференции в ТАСС, посвященной профилактике инфекционных заболеваний среди животных, что распространение вируса высокопатогенного гриппа птиц — общемировая проблема. В России, по его словам, в этом году с заболеванием столкнулось 39 регионов. В частности, это соседние с Ленобластью Вологодская и Ярославская области, в них на птицеводческих предприятиях было уничтожено 500 тысяч голов птицы.
Высокопатогенный грипп птиц является опасным заболеванием, общим для животных и человека, подчеркнул чиновник. «Регистрация высокопатогенного гриппа в ряде субъектов и ограничения на вывоз яйца сказалось на стоимости и наличии этого товара в торговых сетях», — сказал Кротов.
В Ленинградской области в трех птицеводческих хозяйствах — фабрике «Роскар», «Синявинская» и «Оредеж» — содержится 32 млн птиц и по итогам 2022 года было произведено 3,5 млрд яиц. По данным регионального комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу, ожидается, что в этом году будет произвдено 3,8 млрд штук. Нехватка поголовья птицы спровоцировала повышенный спрос на куриное яйцо и жалобы со стороны ретейлеров.
Яйца из Ленобласти под своими брендами и СТМ уходят не только в российские торговые сети, но и продаются в другие страны, например, на Ближний Восток, добавляет Леонид Кротов. Он также подчеркнул, что регион благополучен по высокопатогенному гриппу птицы, и отметил «большую профилактическую работу» всех ведомств региона.