Скоростную магистраль Москва-Петербург отдадут новому концессионеру
Группа «Синара» может стать концессионером высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва—Петербург. Компания совместно с РЖД прорабатывает организационно-правовую модель взаимодействия участников концессионной инициативы, «отражающую распределение финансовой нагрузки и возникающих обязательств между всеми ключевыми участниками процесса», пишет издание «Коммерсантъ» со ссылкой на документацию ОАО «РЖД». Пакет документов для подачи в правительство заявки частной концессионной инициативы уже согласован.
Замена Siemens
Изначально технологическим партнером в проекте должна была стать компания Siemens. Однако в мае 2022 года она приняла решение об окончательном уходе из России. Позже стало известно, что ее место могут занять «Уральские локомотивы» (бывшее СП Siemens с «Синарой»), которые к 2028 году должны разработать поезд, развивающий скорость 400 км/ч. В июле «Синара» обратилась с соответствующим предложением в правительство РФ.
Сам план строительства ВСМ из Москва в Санкт-Петербург был согласован в августе 2021 года. Магистраль должна сократить время в пути между Москвой и Петербургом до 2,5 часов. В ноябре прошлого года замминистра транспорта Валентин Иванов в кулуарах Транспортной недели сообщил РБК, что стоимость строительства дороги оценивается в 1,7 трлн руб., причем бюджетного финансирования «практически не нужно будет». «Сейчас совместно со Сбербанком, РЖД, «Синарой» финансовая модель тоже рассмотрена — у нее хорошие показатели. Практически не требуется поддержки из федерального бюджета — окупаемый проект», — сказал он. Чиновник выразил надежду на то, что в 2023 году может начаться реализация проекта. «Начало — это заключение концессионного соглашения, в которое будут входить все стадии. Это значит проектирование, строительство и т.д.», — пояснил он. В рамках той модели, которая сейчас рассматривается, движение по ВСМ должно начаться в 2028 году. Инвестиции в проект планируется окупить за счет пассажиропотока, добавил чиновник.
Сносить или подождать
Предполагается, что входы в Москву и Петербург (участки Москва-Крюково и Обухово-Петербург) будут строиться за счет инвестпрограммы ОАО «РЖД». В концессию может быть отдана основная часть трассы — участок Крюково-Обухово протяженностью 624,2 км.
Начало реализации проекта происходит на фоне возобновившегося спора о сносе Кокоревских складов и Шоколадно-бисквитной фабрики Торгового дома «Блигкен и Робинсон» в Петербурге (более 20 исторических зданий). Как писал РБК Петербург, эта территория нужна для строительства вокзала ВСМ на Лиговском проспекте. Поправки в закон Петербурга о границах и режимах зон охраны объектов культурного наследия, которые недавно подготовил Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), как раз могут помочь в реализации этого проекта (они предусматривают снос десятков зданий для обустройства транспортной инфраструктуры).
Целесообразность сноса Кокоревских складов уже вызвала вопросы депутатов Законодательного собрания города. На заседании в начале февраля они призывали посмотреть, каким будет окончательный вид проекта, понять, будет ли он вообще построен и тогда решить, что делать со историческими зданиями.