«Страх и риск»: почему с улиц Петербурга пропадают европейские авто
Спрос на автомобили европейских марок в Санкт-Петербурге в первом квартале 2024 года сократился на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рассказали РБК Петербург представители дилерского центра «РОЛЬФ». За указанный период в Северной столице автодилер продал 64 европейских авто против 107 — в начале 2023 года. Их место заняли китайские марки, которые смогли вытеснить даже те машины, которые привезли в РФ из западных стран благодаря параллельному импорту.
Сложность обслуживания европейских автомобилей среднего ценового сегмента за год не сильно возросла, однако подключаться к «мозгам» автомобилей класса премиум стало гораздо труднее из-за отсутствия лицензированного программного обеспечения. РБК Петербург спросил игроков рынка, стоит ли ожидать возвращения автомобильных марок из Европы на улицы Северной столицы.
«На свой страх и риск»
Автодилеры, которые в начале года рассчитывали сохранить уровень продаж за счет параллельного импорта, по итогам первого квартала этого года зафиксировали убытки. В топ-10 самых продаваемых автомобильных марок в Петербурге за указанный период нет ни одного европейского автомобиля. Тройку лидеров, по данным сети дилерских центров «Прагматика» и аналитического центра «Автомаркетолог», составляют Geely, отечественная LADA и Haval.
В ближайшие месяцы ситуация может ухудшиться. С 1 апреля в России начали действовать новые ограничения на ввоз автомобилей из других стран, усложняющие параллельный импорт. Теперь физические лица мoгут ввезти машину в РФ только напрямую через таможню и с уплатoй всех налогов и акцизов. Также возможен ввоз авто через страны Таможенного союза Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС) — Белoруссию, Казахстан, Армению и Кыргызстан, но с уплатой утилизационного сбoра. Введение ограничений исключает так называемый «серый экспорт», когда автомобиль попадает в страну из Киргизии или Белоруссии благoдаря тому, что физические и юридические лица купили их у посредников и «растаможили» на въезде в страну без разрешения владельца бренда.
«С появлением автомобилей, купленных не у официального дилера, российский покупатель снова столкнулся с проблемой отсутствия любой гарантии на автомобиль, — объясняет исполнительный директор «ЕвроАвто» (сеть магазинов и складов автозапчастей) Илья Плисов. — Каждый, кто купил автомобиль, ввезенный по параллельному импорту, эксплуатирует его на свой страх и риск. Ладно, если поломка мелкая, но выход из строя любого крупного агрегата не покрыт ничем, кроме собственных денег автовладельца».
Падение спроса на европейские авто подтверждает и глава региональной общественной организации автомобилистов «СПБ.АВТО» Святослав Данилов. В беседе с РБК Петербург он отметил, что «даже те, кто обычно покупал европейский премиум, сейчас переходят на китайские марки». «Спрос падает из-за цен и сложностей с покупкой. Условный премиум, который раньше стоял 10-12 млн рублей, теперь стоит около 20 млн рублей. Китайский автомобиль с таким же набором функций и более хорошим техническим оснащением будет стоить до 10 млн рублей», — утверждает Данилов.
«Проблематичный» ремонт
Эксперты сходятся во мнении, что уровень технического обслуживания и основных работ с автомобилем пока остается на прежнем уровне. Выросла их стоимость, причем рост цен актуален не только для европейских марок, констатирует руководитель службы сервиса дилерского комплекса «Автополе» Алексей Соломин.
«Стоимость работ увеличилась для всех брендов, — подчеркивает он. — Запчасти подорожали вследствие усложнения логистических цепочек и роста курса валют. Рост заработной платы и накладных расходов повлек за собой увеличение цен на обслуживание. Также сильно выросла в цене диагностика на марки, где необходимо подключение к серверам брендов. В текущих реалиях это стало делать проблематично, но выходы уже есть».
Речь идет об автомобилях класса премиум, добавляет Святослав Данилов, к которым нередко приходится «подключаться» в сервисах для перепрошивки, проверки данных и других операций. «Это стало делать сложнее и дороже, потому что официально соответствующего оборудования у нас нет, обновления для российского рынка производитель не поставляет, поэтому приходится прибегать к кустарным методам, где каждый мастерит как может. Но для массового сегмента европейских авто, к примеру Volkswagen Polo или Renault Duster, мало что изменилось. Все запчасти спокойно приобретаются через Китай и Казахстан», — заявляет эксперт.
«Китайцы» на рынке запчастей
Поставщики запчастей давно переналадили линии поставок, поэтому дефицита запчастей по 90% позиций в Петербурге нет, сообщает глава службы сервиса «Автополе» Алексей Соломин. Представители «РОЛЬФ» также подтвердили, что дефицит комплектующих для европейских авто отсутствует. «Рынок приспособлен к случившимся изменениям», — сообщил директор направления продаж новых автомобилей компании Николай Иванов.
Однако изменения на рынке запчастей есть, и они коснулись состава брендов, обращает внимание Илья Плисов. Вместо оригинальных деталей BOSCH, KYB, Lemfoerder, SACHS и других марок, автомобилистам предлагают бренды среднего и нижнего ценовых сегментов, преимущественно азиатского происхождения. «Это могут быть торговые марки местных дистрибьюторов запчастей или китайские, турецкие, индийские, корейские или другие торговые марки», — говорит Плисов.
Более сложная ситуация отмечается в сфере запчастей, которые доставляют в РФ «под заказ». Нередко возникают случаи, когда заказчик ждет одну фару или блок ABS (антиблокировочная система торможения) для европейского автомобиля от одного до трех месяцев. «Сложности начинаются с перевода денег поставщику и продолжаются на всем пути запчасти в РФ», — сетует Илья Плисов. Аналогичные трудности возникают с поставками электроники, агрегатов и запчастей для ремонта двигателей коробок передач и блоков, в которых прописывается VIN-номер (ключи зажигания, блоки управления).
Есть ли шанс на возвращение «европейцев»?
Впрочем, обладателям качественно сделанных автомобилей из Европы замена серьезных узлов и агрегатов едва ли потребуется, заключает Илья Плисов. Стоимость обслуживания авто из Китая растет не меньшими темпами, при этом ремонтируются они чаще, поэтому машины из Поднебесной в этой части мало чем отличаются от европейских. А вот перспективы возвращения европейских автомобилей на рынок Петербурга крайне туманны, уверен Святослав Данилов.
«Европейцы вернуться не смогут, потому что не смогут опустить цену. Потребитель привыкнет к китайским автомобилям, убедится в их качестве и надежности. Но это уже если «китайцы» не подкачают с надежностью за это время, если у нас не начнется массовая продажа «вторички», гниющих и разваливающихся китайских автомобилей. Если этого не произойдет, шансов для возврата европейцев практически не будет», — подытожил эксперт.