Архитектор о новом здании для Эрмитажа: Компромиссы могут все изгадить
В прошлую пятницу Градсовет Петербурга одобрил проект третьей очереди фондохранилища Эрмитажа в Старой деревне. Теперь у музея в Приморском районе появятся два новых корпуса на Заусадебной улице, д.37 и Школьной улице, д.39. Одно из зданий будет построено в виде стеклянного куба, со вторым корпусом его соединит переход на железной дорогой, в котором могут разместиться экспозиции.
Главным архитектором проекта выступает голландец Рем Колхас - партнер и консультант директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, вместе с которым он разрабатывает проект "Новый Эрмитаж". У Колхаса уже был опыт участия в архитектурных конкурсах Петербурга, правда, негативный: предложенный им проект небоскреба для Газпрома не понравился заказчикам, проект "Балтийской жемчужины" показался очень дорогим, а в конкурсе на реставрацию Главного штаба выиграла архитектурная мастерская Никиты Явейна, который, кстати, выступает рецензентом нынешнего проекта. У него РБК и решило спросить, какие трудности могут встать на пути реализации проекта Р.Колхаса, на сколько полезны Петербургу решения архитектора, работающего в стиле деконструктивизма, и почему предпочтение отдано все-таки иностранному специалисту.
Никита Игоревич, как вы относитесь к тому, что в городе будут реализовывать проект Колхаса?
Нормально отношусь. Колхас - трезвый человек. Ему просто не нужно работать в местах скопления исторических памятников. Думаю, все будет хорошо.
Возможно ли реализовать проект полностью так, как он задуман?
Знаете, я не могу этого гарантировать. Возможно все. Могут построить, могут - нет.
А главную особенность проекта - переход-галерею - не будет ли слишком сложно согласовать?
РЖД уже согласны. Но остаются юридические вопросы: ведь, по сути, там собираются построить музейный объект над собственностью железнодорожников. Вот здесь и кроется проблема - согласовать одну собственность над другой.
Не будет ли стеклянный комплекс контрастировать с окружающей советской застройкой?
Не будет. Ведь чего в этом районе только нет. Сколько там высоток безобразных. Наоборот, если построят, как задумано, то это очень хорошо. А если начнутся компромиссы, уже будет хуже.
Что подразумеваете под компромиссами?
С пожарными не договорятся, например. Проект станет "худеть", исчезнут трехцветные - четырехцветные пространства, что-нибудь с мостом произойдет. Все можно изгадить.
Как вы оцениваете то, что проект отдали иностранному архитектору? Отечественные не достойны?
Во-первых, официально проект у нас. Им занимается ОАО "Трансмашпроект". А по-поводу Р.Колхаса - это к М.Пиотровскому, он, наверное, хочет реализовать именно его идеи. Ну хочет, и хорошо. Да и ничего особенного ведь в проекте нет - относительно простое решение. Я так понимаю, задачи "из штанов выпрыгивать" и не было.