Дневник кризиса: «она будет делать всю торговлю в России»
В период эпидемии РБК Петербург предложил городским бизнесменам вести хроники своих рабочих дней, делясь таким образом опытом сопротивления кризису. В течение последних недель представители разных отраслей экономики рассказывали, какие неотложные практические задачи им приходится решать.
В субботнем выпуске «Дневника кризиса» мы публикуем дайджест самых интересных комментариев уходящей недели.
Алексей Фёдоров, управляющий партнер ГК «220 Вольт»:
«В наше время без оберега компании никуда, вот я сделал себе такой оберег (показывает картину Васи Ложкина «Изыди, вирус окаянный!), потому что кто же нас еще защитит? Ну, а если серьезно, то кризис — это прекрасное время возможностей. В первую очередь, для нашей всеми любимой интернет-торговли.
Стало понятно, что именно она и будет делать всю торговлю в России. Напомню, до марта 2020 года у нас оборот всей торговли РФ составлял 35 трлн руб., из них примерно 3,5% — это была интернет-торговля. Я надеюсь, что к концу года, если все пойдет теми же темпами, интернет-торговля займет у нас не меньше 10% от всей торговли.
Это потрясающие темпы роста и все предприниматели делают колоссальную работу, открывают новые рабочие места. Сотрудники из ресторанов мгновенно попадают на рынок курьеров, из тут же забирают курьерские компании.
И хотя люди сейчас покупают меньше, в целом они стали гораздо больше покупать в интернете даже то, что раньше не покупали. Низкий поклон тем, кто в эти дни купил дрель или перфоратор и сверлит что-то, а не сидит с вином перед экраном.
Отдельное спасибо онлайн-ретейлерам, которые сейчас объединились как животные на водопое — и нет больше первых и последних, все пытаются доказать правительству, особенно в регионах, что интернет-торговля должна жить. Что нужно разрешить работу пунктов выдачи заказов, разрешить перемещение курьеров. Без интернет-торговли города просто встанут.
Для меня лично кризис стал очень позитивной историей, потому что мы питерская компания, нам всегда было сложно участвовать в московских мероприятиях, а сейчас, когда все ушли в Zoom, я нахожусь дома, но чувствую себя в центре событий. В этом смысле кризис нас сплотил и то же самое я говорю всей нашей команде — никогда еще не было у нас такого единения».
Подробнее — см.видеозапись:
13.04.2020
Татьяна Шарыгина, генеральный директор ООО «Идаванг Агро» (производитель свинины):
«Сегодня мы решаем вопросы, связанные с предотвращением распространения коронавируса на нашем производстве. Мы запустили дополнительные автобусы для развозки сотрудников (теперь у нас курсирует восемь машин); проводим дезинфекцию помещений; закупили большую партию медицинских масок. Но есть и проблемы — при трудоустройстве новые сотрудники (в основном, сезонные) не могут пройти медкомиссию (такие услуги сейчас запрещены). Поэтому по факту мы принимаем на работу людей с нарушениями, без прохождения медосмотра.
Если говорить об опасениях, то они связаны в первую очередь со снижением платежеспособного спроса населения. Например, я слышала, что 16% петербуржцев проживут апрель с нулевым доходом. Будут ли эти люди покупать свинину? Вряд ли.
Кроме того, скорее всего, шашлычный сезон 2020 года явно будет не очень удачным из-за запретов на перемещение. Традиционно для производителей свинины второй квартал года — высокий сезон, который дает возможность благополучно пережить провальные первый и четвертый кварталы года. Да и вообще не ясно, что будет со спросом на свинину в течение всего 2020 года.
Еще одна проблема — рост цен на запчасти для сельхозтехники и оборудования, которое мы используем внутри фермы (оно все импортное). Пока у нас есть запас запчастей, но мы опасаемся, что к концу года будут перебои с их поставками, поскольку получить сейчас какой-то товар из Европы проблематично.
Есть ли основания для оптимизма? Попробую их поискать. Пожалуй, порадоваться можно тому, что мы вовремя провели посевную кампанию, урожай зерновых будет хороший. Что касается цен на свинину, то они потихоньку растут, хотя пока и не поднялись на тот уровень, который бы устроил нас».
15.04.2020
Малик Хатажаев, глава студии компьютерных игр «Леста» (подразделение белорусской Wargaming):
«Наша компания находится в выигрышной рыночной нише, это информационные технологии и онлайн изначально. С коммерческой точки зрения, наши продукты не только не пострадали, но и существенно выросли. Рост начался с Китая и вообще Азии, затем прошел в Европе и сейчас бьет рекорды на территории США. Мы видим, что люди, находясь в изоляции дома, имеют больше свободного времени для онлайн и просто мобильных игр. Это компенсирует им нехватку развлечений и общения. Мы им помогаем, готовя новые версии наших игровых продуктов.
Работая в постоянном партнерстве с коллегами и партнерами по всему миру, мы смогли предсказать развитие ситуации с коронавирусом в Санкт Петербурге, подготовиться и максимально защитить как бизнес, так и сотрудников. Сначала мы запретили зарубежные командировки, еще в начале марта провели закупку масок. По мере ухудшения эпидемиологической ситуации мы самостоятельно стали переводить сотрудников на удаленную работу. К моменту объявления президентом ограничений у нас весь офис уже работал из дома.
Вовремя проведенная подготовка плюс нахождение в рыночной нише онлайна и информационных технологий позволило нам сохранить все рабочие места и высокую оплату, и даже вывести на работу новичков. Работая на удаленке, мы выпустили обновление, что действительно сложно для игрового продукта. Это стало подтверждением того, что мы полностью адаптировались к удаленному формату и готовы заниматься развитием в экстремальных условиях.
Основные трудности, с которыми сейчас сталкиваемся — это общие проблемы всех людей, работающих в изоляции: недостаток социализации, недостаток переключений окружения, повышенное негативное эмоциональное давление от СМИ.
Некоторые сотрудники попали в сложные социальные условия: небольшие квартиры, маленькие дети, нехватка специальной мебели для размещения техники, перегрузка домашних и мобильных интернет-каналов. Все это усугубляет непростое взаимодействие. Но я был поражен, насколько наши люди способны сплотиться перед лицом трудностей и сверхбыстро, сверхэффективно преодолеть большинство возникших сложностей. Спад рабочей эффективности если и был, то крайне незначительный».
17.04.2020
О том, какие решения принимает петербургский бизнес в новых условиях, читайте в спецпроекте РБК+.
Подпишитесь на РБК Петербург в ВКонтакте, Facebook и Instagram