Передаче водных сетей в концессию мешают страхи Смольного
Намерение Смольного передать сети "Водоканала" в управление частной компании на основе концессионного соглашения соответствует мировым тенденциям. Концессия успешно применяется во многих странах. Среди лидеров - Франция, Германия, Великобритания, Италия и США.
Во Франции все газоснабжение и коммунальное обслуживание осуществляется на основе концессий. В Буэнос-Айресе после передачи системы водоснабжения в концессию значительно уменьшились тарифы, производство питьевой воды увеличилось на 39%, протяженность сетей водоснабжения увеличилась на 27% (канализационных - на 19%). Возросла даже собираемость платежей – превысила 90% (до концессии - менее 80%).
Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко объяснил инициативу желанием ускорить процесс модернизации городских сетей. И действительно, в условиях увеличивающихся проблем с наполнением городского бюджета найти в короткие сроки необходимые для обновления сетей 100 млрд руб. весьма затруднительно. На помощь федерального бюджета, как показала недавняя история с программой развития метро, рассчитывать и вовсе не приходится.
К тому же, прогремевшее в прошлом году "трубное дело" показало, насколько рискованны для Смольного государственные инвестиции – у чиновников, распоряжающихся бюджетными деньгами, но не отвечающих за эффективность их использования, велик соблазн воровства, сопровождающегося, к тому же, потерей инвестиций (проложенные подрядчиком комитета по энергетике некачественные трубы придется снова выкапывать и заменять новыми).
Частный инвестор никогда бы не стал так рисковать (особенно, если контракт с ним заключен на 25 лет, как намерен делать Смольный), потому что последствия неизбежного вскоре прорыва трубы ему пришлось бы ликвидировать за свой счет. По этой же причине и скорость обновления труб у частной компании наверняка будет выше, чем у государственной. Вообще, частнику не выгодно постоянно заниматься ремонтом вверенного ему имущества, а вот госкомпании, сидящей на бюджете, – наоборот.
В механизме частного управления монополистом есть только одна опасность – злоупотребление тарифами. В Смольном заверяют, что тарифы будут по-прежнему регулироваться государством. Но все ли? А тарифы за присоединение объектов к сетям? Они и сейчас, как утверждают застройщики, весьма велики. И были бы еще выше, если бы петербургские власти не умеряли алчность монополистов, принуждая их подписывать соглашения с городом по тарифам на присоединение. Но присоединение к сетям – не единственная услуга энергопоставщиков. У них есть и другие возможности зарабатывать на услугах, цены на которые не регулируются государством. Например, требование от желающих подключиться заказывать разработку проекта подключения или выполнение работ по подключению только у «проверенных» фирм.
Но есть у этого сюжета и другая сторона. Как предполагает эксперт, пожелавший остаться не названным, главная причина срыва всех предшествующих попыток концессионных соглашений в Петербурге (успешным пока остается лишь проект модернизации аэропорта "Пулково"), заключается в перестраховке чиновников, отвечающих за ГЧП. Опасаясь, "как бы чего не вышло", они, по мнению эксперта, выставляли неприемлемые для бизнеса условия. В последнее время добавились опасения быть обвиненными в коррупции.
Важнейшим обстоятельством, по словам эксперта, является неучет чиновниками политических рисков, чрезвычайно важных для долгосрочных контрактов в 20 – 30 лет. А концессионные соглашения заключаются именно на такие сроки – быстрее инвестиции не вернуть, поскольку цены на основные услуги концессионера регулируются государством.
Если Смольный опять проявит чрезмерную неуступчивость, то желающих вложить деньги в сети "Водоканала" снова может не найтись, считает эксперт. Как это уже произошло в прошлом году, когда именно по этой причине провалился конкурс на реконструкцию Северной водопроводной станции в рамках программы "Чистая вода".