Greenpeace: Водоемы Петербурга превращаются в отстойники
В первых числах июня на побережье Финского залива в окрестностях Петербурга была выявлена массовая гибель рыбы. За дело уже взялась городская прокуратура. При этом проверку провели и специалисты Государственного НИИ озерного и речного рыбного хозяйства - по их данным, причиной смерти рыбы могли стать вредные вещества, попавшие в акваторию вместе с водой из Невы или кислотными дождями. РБК решило спросить представителя Greenpeace Дмитрия Артамонова, в чем экологи видят выход из этой ситуации, чем это опасно для петербуржцев, и что нужно делать, чтобы водоемы не превращались в отстойники.
Дмитрий, первый вопрос, есть опасность для человека?
Опасность для человека есть. Вода в наших водоемах, в частности в Неве и Невской губе - опасна для человека, это научно доказанный факт. Вредные вещества сбрасываются постоянно, в плановом режиме. Происходит это с нарушением закона, и власти об этом знают, однако ничего не делают.
Если так пойдет и дальше - наши реки и озера превратятся в отстойники?
Мы к этому движемся, во всяком случае в России. И это очень опасно - количество сбросов напрямую влияет на количество опасных заболеваний. Правда, из-за недостаточного контроля и исследований сложно ссылаться на какие-то точные данные - их просто нет, а общественные организации не в состоянии проводить своими силами полноценный мониторинг.
Получается, что и купаться петербуржцам нельзя?
Купаться в Петербурге нельзя практически нигде. Это официальная позиция Роспотребнадзора, который периодически отбирает пробы - недостаточный, конечно, мониторинг, но и он показывает, что купание в Неве или Финском заливе опасно. Окунуться можно только в Безымянном озере в Красносельском районе, которое никак не связано с Невой.
И что делать в такой ситуации?
Надо заставить государство работать. В любой области промышленности можно внедрить чистые технологи. Это действует в Европе, у нас же предприятия работают на допотопном оборудовании, и вместо того, чтоб утилизировать отходы, сливают их в реки. Им так проще - с одной стороны, они знают, что никто их за это не поймает, а с другой стороны - что никто и не поможет внедрять экологические новшества.
Европа, наверное, тоже не сразу к этому пришла?
Да, 50 лет назад у них было также, как сейчас у нас. Но они пришли к пониманию того, что прогресс - это не когда бы убиваем вокруг себя все живое, а внедрение чистых технологий, которые помогут сохранить природу и наше здоровье. Там люди на деле озаботились своим будущим.
То есть исход дела зависит и от простых смертных?
Безусловно. На Западе жители понимают, что они должны заставлять государство действовать. Общественность давит на власти, и тем приходится проводить какую-то политику в данном направлении.