COVID вернулся: нужно ли ревакцинироваться и когда закончится пандемия
В Петербурге ожидают новой волны COVID-19. Эксперты сходятся во мнении, что она настигнет город ближе к осени, пока же эпидемиологи строят прогнозы, опираясь на зарубежный опыт.
По данным Всемирной организации здравоохранения за последние две недели заболеваемость коронавирусом в мире выросла на треть. Ежедневно на планете вирус поражает 700-800 тыс. человек. В Петербурге заболеваемость за месяц выросла примерно вдвое. Если в конце июня показатели держались на уровне 200-230 выявленных заражений в сутки, то, например, 18 июля было диагностировано 517 новых случаев, что сопоставимо с апрельским уровнем заболеваемости. И хотя все ограничения отменены, власти настоятельно рекомендуют добровольно носить маски.
РБК Петербург спросил специалистов, означает ли подъём заболеваемости начало новой волны коронавируса, поможет ли ревакцинация и стал ли «ковид» менее опасным, чем в начале пандемии.
Коронавирус вернулся?
Антон Барчук, директор Института междисциплинарных медисследований Европейского университета в Санкт-Петербурге:
«Коронавирус никуда не делся, он продолжает циркулировать в популяции. Нас ожидают ещё волны, рост количества новых случаев. Сейчас рост связан с новыми вариантами вируса. «Омикрон» распространялся стремительно и среди тех, кто был вакцинирован, и среди тех, кто переболел. Новые варианты, думаю, будут не менее заразными. К тому же сняты все ограничения, идёт туристический сезон — это тоже способствует распространению вирусной инфекции».
Надежда Сатосова, врач-эпидемиолог «Медицинского центра «ХХI век», к.м.н.:
«Непрерывная циркуляция возбудителя способствует изменчивости как его самого, так и его хозяина. Популяция коронавируса в нашей стране находится в зоне резервации или накопления паразита — число новых случаев стабильно, возбудитель характеризуется низкой вирулентностью (способностью вызывать заболевание — ред.). Некоторые страны Европы и Азии при этом уже вступили в фазу эпидемического распространения — там начался сезонный подъём заболеваемости коронавирусом. И России не избежать роста заболеваемости».
На какие показатели надо ориентироваться?
Антон Барчук: «Чтобы оценить тяжесть пандемии, сегодня отслеживать только количество новых случаев заражения недостаточно. Мы видели в случае с «омикроном», что он распространялся стремительно, при этом смертность не увеличилась. Сейчас во многих странах, где идёт рост заболеваемости, не наблюдается роста числа смертей.
Смертность и число госпитализаций — главные показатели; если они приблизятся к тем, что были в острые фазы пандемии, то вернутся и ограничения, и обязательная вакцинация. Опять же неизвестно, была ли «лёгкость» омикрона следствием того, что на тот момент большинство людей имели определённую защиту (были вакцинированы или переболели). Нельзя исключить, что в какой-то момент эта защита ослабнет, и новые варианты вируса люди перенесут тяжелее. Однако, пока мы этого не видим и можем только наблюдать и ждать».
Надежда Сатосова: «Каким будет рост заболеваемости в России (плавным или быстрым, двугорбым или с длительным плато), прогнозировать сложно. Определит это уровень коллективного иммунитета в каждом конкретном регионе и возможные ограничения. В Петербурге коллективный иммунитет сейчас на уровне 22%, в Москве — около 10%, а темпы вакцинации удручают».
Нужна ли ревакцинация?
Антон Барчук: «У нас нет данных, что сейчас массовая вакцинация улучшит ситуацию. Есть рекомендация тем, кто не вакцинирован — сделать прививку в любом случае, вне зависимости от того, болел человек или нет. Но если у человека сделано как минимум 3 дозы вакцины, нет сопутствующих заболеваний, то ревакцинация необязательна.
У нас пока нет данных о том, что дополнительная вакцинация усиливает защиту. Есть официальные рекомендации органов здравоохранения разных стран мира — делать ревакцинацию один раз в 6-12 месяцев. В России единственная вакцина, эффективность которой доказана, «Спутник V». Важно понимать: чем меньше срок вашей вакцинации, тем ниже риск инфицироваться и тяжело заболеть. Но по большому счёту в этих вопросах мы находимся ещё в серой зоне — у нас нет чётких данных. Мы предполагаем, что три дозы вакцины защищают минимум на год, что людям с иммунодефицитами целесообразно вводить дополнительные дозы. При онкологических заболеваниях у пациентов в определённый момент в принципе могут не вырабатываться антитела — и им нужно чаще вакцинироваться, чтобы была хоть какая-то защита».
Надежда Сатосова: «Ревакцинацию рекомендуется проводить каждые полгода — такой срок подкреплён данными ряда исследований. При этом ревакцинироваться можно бесконечно. В иммунопрофилактике говорят о так называемом бустер-эффекте, когда иммунитет получает дополнительный стимул, и титры антител в крови увеличиваются молниеносно и больше, чем в предыдущие введения.
Ревакцинация возможна любым доступным препаратом. Ряд специалистов с нетерпением ждут назальную форму вакцины, которая позволит создать местный иммунитет на слизистой. Не стоит забывать, что входные ворота инфекции- верхние дыхательные пути».
Для кого ревакцинация обязательна?
Антон Барчук: «Даже сейчас, когда официально сняты все ограничения, высоки риски для развития тяжёлого течения коронавируса у пожилых людей и людей с сопутствующими заболеваниями. Поэтому им настоятельно рекомендуется продолжать носить маски в помещениях, избегать лишних контактов во время подъёма заболеваемости. Для этой категории граждан лучше сделать прививку или пройти ревакцинацию после консультации с лечащим врачом».
Надежда Сатосова: «В эпидемиологии принято выделять уязвимые группы населения, которым вакцина показана прежде всего. Но это сделано лишь по причине неизбежного распределения ресурса, в данном случае вакцины. Когда препараты доступны, то противопоказаний практически нет».
Когда закончится пандемия?
Антон Барчук: «Есть несколько вариантов развития событий. Пессимистичный сценарий — это новые варианты коронавируса, которые могут повлечь большую смертность и очередную острую фазу пандемии. В этом случае вновь может потребоваться массовая вакцинация и разработка новых вакцин. Но если новая волна пройдёт без высокой смертности, можно надеяться на стабилизацию ситуации. Не исключено, что вирус в целом ослабнет — и подъёмы заболеваемости будут умеренными. Вариант завершения пандемии также возможен в оптимистичном сценарии».
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции
Подготовила: Юлия Воробьева